2016/02/06 00:13:27
Сенная площадь – место притяжения огромных транспортных потоков со всего Петербурга, как под землёй, так и на поверхности. Казалось бы, это место должно быть полноценным транспортно-пересадочным узлом и хорошим общественным пространством, но увы. Что же ей мешает? “Питертранспорт” решил разобраться в этом вопросе.


Фото: Антон Ваганов

Сенная сейчас – это…

Первый вопрос, которым задаётся пассажир, когда выходит из вестибюля любой станции метро узла «Сенная-Садовая-Спасская»: куда нужно идти, чтобы сесть в нужный автобус, трамвай или маршрутку. Казалось бы, Сенная площадь – это то место, где остановки должны быть видны сразу и находиться недалеко от станций метро, но как бы не так. Получилась такая парадоксальная ситуация, что сами остановки на площади не находятся. До них нужно дойти около 300 метров! Такая бессистемность совершенно неприемлема для транспортно-пересадочных узлов.



Второе, это, конечно же, неудобство самой площади. Например, перед вестибюлями станций метро “Сенная площадь” и “Спасская” нет никаких точек притяжения — сплошная голая плитка.



Огромное количество визуального мусора, не стандартизированных вывесок и никакой навигации, чтобы можно было хоть как-то сориентироваться в этих дебрях.



Но вернёмся к транспорту. Сейчас через Сенную проходит 19 маршрутов наземного транспорта. Из них 13 – это коммерческие автобусные маршруты, 5 социальных и 1 трамвайный.



Стоит отметить, что трамвай на Сенной площади отсутствовал с 2007 года больше 5 лет. 1 марта 2013 года он туда вновь вернулся, в новом обличии. Трамвай №3 стал своего рода образцово-показательным маршрутом, где были только новые современные вагоны. В первое время он даже переманивал пассажиров с дублирующих маршруток, в результате чего коммерсантам пришлось снизить цены на проезд. И даже несмотря на такой демпинг, в часы-пик трамвай остался там очень востребованным. Однако большинство транспортных экспертов считает, что 3-й трамвай должен быть не подвозкой от метро до жилых кварталов, а магистральным маршрутом, проходящим по всей Садовой улице.



Увы, сейчас этой замечательной идее мешают реализоваться несколько причин: пробки у Невского проспекта в часы-пик, а ведь именно из-за них закрыли прежний трамвай. Решение у этой проблемы, конечно, есть – создание выделенной трамвайной полосы, а ещё лучше, превращение участка Садовой улицы от Сенной до Невского, в своего рода трамвайно-автобусно-пешеходную.  Такая идея некоторое время тому назад была в умах чиновников Комитета по транспорту, но в итоге её отложили «в долгий ящик».

А могли получить вот такую красоту, как в Праге...
Фото: Илья Бирман

Что касается автобусов, то на протяжении многих лет это был ненадёжный вид транспорта для пассажиров в данном месте. Запущенный вместо трамвая автобус №49 часто стоял в пробках, его было трудно дождаться. Сейчас он стал ходить лучше, “Пассажиравтотранс” всё-таки добавил техники. Вот только с продлением трамвая этот автобусный маршрут вряд ли понадобится. Зачем он будет нужен, если станет выполнять роль дубля более эффективного вида общественного транспорта?



По сей день самым лучшим автобусным маршрутом на Садовой улице был и остаётся 181-й. Его открыли в рамках замены маршруток на Невском проспекте. У него достаточно хорошие интервалы и хорошая связь со многими важными объектами центра города, такими как Московский вокзал и Единый центр документов.



Совсем недавно через Сенную пустили автобусный маршрут №50, который не только образовал наземную связь между Московским районом и Купчино, но и наконец-то на нём стало возможно спокойно доехать до Мариинского театра, ведь именно Сенная площадь является самым ближайшим ТПУ к главной театральной сцене города.



Есть также автобусные маршруты 70 и 71, которые ходят непонятно как, да ещё и очень-очень редко…



Короли этой площади – конечно, маршрутки. И тут, с одной стороны, можно говорить о том, что надо многие убрать из-за дубляжа, такие как К-7 или К-350. Ну а некоторые не помешало бы сделать социальными. Например, К-19 и К-115, которые образуют наземную связь центра города с Канонерским островом. Понятное дело, что от маршруток надо избавляться, но нужно делать это грамотно и не в ущерб пассажирам.



Сенная завтра – это…

В 2014 году Комитет по развитию транспортной инфраструктуры объявил конкурс на реконструкцию Сенной площади по проекту ГУП «Ленгипроинжпроект», в результате которого площадь должна кардинально измениться. По данному проекту должны были снести все торговые павильоны, организовать подземные пешеходные переходы под Садовой улицей и Московским проспектом, расширить проезжую часть и возвести трамвайную остановку в центре площади.

Проект ГУП "Ленгипроинжпроект"

Власть, как всегда, без какой-либо аналитики и публичных слушаний, сама того не ведая (а может, и ведая), получила массу возмущений, как от экспертов-урбанистов, так и от простых граждан. Вот что думает о ГУПовском проекте координатор движения «Красивый Петербург» Стив Каддинс:

“Нынешняя версия проекта не соответствует заявленной цели организации нового транспортно-пересадочного узла в районе Сенной площади. К остановкам трамваев, которые будут расположены в центре площади, можно будет добраться только через подземные переходы, никак не связанные с верхним вестибюлем станции метро «Садовая», а остановки автобусов расположатся вдоль правой полосы автомобильного движения, при этом пересесть на трамвай возможно будет лишь пройдя значительное расстояние до и затем внутри новых подземных переходов. Таким образом, не только не реализуется мультимодальность транспортного узла, но и повышается риск ДТП с участием пешеходов, которые будут в спешной попытке успеть, сделать пересадку на наземный транспорт, перебегать дорогу по поверхности. Кроме того, подземные переходы создают серьёзные трудности для маломобильных категорий граждан. Вероятно, из-за ограниченности пространства подземные переходы не будут оборудованы пологими пандусами, ввиду чего для ряда маломобильных граждан пересечение площади и использование трамваев станет невозможным. Про оборудование переходов лифтами речи в проекте не идёт.”

Чиновники КРТИ, в ответ на шквал критики, заявили, что готовы рассмотреть альтернативные варианты. Общественные движения принялись за работу с энтузиазмом и на наш взгляд они сделали проекты куда лучше, чем ГУПовские умельцы. Вот, например, проект “Красивого Петербурга”.


Концепция реконструкции Сенной площади от движения "Красивый Петербург"


Вернее, это не проект, а концепция реконструкции Сенной площади. На наш взгляд, пока это самая лучшая идея по созданию ТПУ в центре Петербурга, но вот что нам не понравилось:

Во-первых, наличие трамвайной платформы, в результате чего выход из вагонов будет происходить с левой стороны. Стоит отметить, что в Петербурге очень мало трамваев, имеющих двери с обеих сторон. И закупаются они не в огромных масштабах. А значит, их придётся снять с других маршрутов. А что делать, когда проводятся ремонты путей некоторых участков, в результате которых двухкабинные трамваи являются спасением для пассажиров?

Во-вторых, автомобильный компромисс. К сожалению, общественное движение решило, что необходимо оставить автомобильное движение по Садовой от Сенной до Невского, хотя есть прекрасная альтернатива – набережная реки Фонтанки. Всё-таки пеший поток по Садовой значительно выше, и там есть потребность в расширении тротуаров, да и бизнесу это будет выгодно, при грамотном организации такой улицы, где только пешеходы и общественный транспорт.

Другую концепцию представил петербургский филиал “Городских проектов”, которые пошли более радикальным путём, оставив на Сенной и Садовой место только для пешеходов и общественного транспорта.



Но они, похоже, так увлеклись, что забыли о грамотной организации движения общественного транспорта. В концепции “Городских проектов” оказался не предусмотрен разворот для автобусов, а трамвайная и автобусная остановки были совмещены, в результате чего пропускная способность может сильно снижаться.



И всё же то, что предложила общественность, намного лучше того, что хотели сделать власти, и разумным шагом было бы пересмотреть проект, причём радикально. Но в итоге, как часто бывает у нас на Руси, чиновники всё это посчитали не нужным. И вот-вот могла начаться реконструкция по проекту ГУПа, но экономический кризис вынудил Смольный “затянуть пояса” и отложить реконструкцию до 2018 года. Остаётся надеяться, что общественность сможет убедить чиновников за оставшиеся 2 года пересмотреть данный проект, чтобы получить транспортно-пересадочный узел, удобный для всех.

© 2016 | Владислав Булгаков
38 посетителей, 16 комментариев, 26 ссылок, за 24 часа