2017/07/09 18:41:52
Il-2_00.jpg
Я вернулся...

Поскольку вопрос о необходимости бронирование самолетов-штурмовиков возникает периодически, то лучше всего к ответу на него «обратиться к профессионалу» - в данном случае Олегу Растренину, ибо объем представленного им материала уже давно позволяет делать «окончательные выводы». В частности вопрос живучести Ил-2 рассматривался им в работе «Ил-2 за кадром боя»*. Поскольку там охватывается широкий круг вопросов, а сама работа объемом в 200К знаков, наиболее оптимально сделать выборку именно по статистике боевой живучести Ил-2, напрямую связанной с бронированием.

Под огнем:
По данным инженерно-авиационной службы 15-й ВА самолеты Ил-2 в 1943 г. в общей сложности получили 3580 боевых повреждений и пробоин от огня зенитной артиллерии и истребителей противника, в 1944 г. – 6494, и в 1945 г. – 1690.

Самолеты возвращались с боевого задания, имея 100-120 осколочных и пулевых пробоин. Выходные отверстия, полученные, например, от 20-мм снарядов, практически отсутствовали. Наблюдались лишь вздутия обшивки и множество небольших отверстий до 25-35 мм от осколков на площади около 1,5 квм. Каких-либо особенностей в поведении самолета в воздухе не отмечалось.

Если учесть средний самолетный парк армии [15-я ВА] за 1943-45 гг., то получается, что количество пробоин и повреждений, полученных каждым самолетом Ил-2 до его выхода из строя (списания), равно 39-50. То есть Ил-2 с таким количеством отремонтированных повреждений продолжал боевую работу. Наибольшее зафиксированное в армии количество повреждений и пробоин, полученных одним самолетом Ил-2, достигало 326. При этом самолет после ремонта ввели в боевой строй!

Для сравнения, истребители Як-9 выдерживали в среднем 2-4 пробоины, а бомбардировщики Пе-2 не более четырех.



Особенности поражения личного состава:
В 1942 г. 33,4% летного состава ВВС имели пулевые ранения, то штурмовики 4-й ВА – только 13%, от авиационных пушек соответственно – 54% и 21%, от осколков зенитной артиллерии – 12,4% и 48 % (остальное – травмы, ожоги и т.п.).

Хорошо видно, что броня снижала относительную вероятность поражения от стрелкового оружия в три раза, от авиационного – в два. Фактически главным противником штурмовиков уже тогда являлась зенитная артиллерия.
Il-2_03.jpg
Заделка пулевых пробоин на Ил-2

Особенность поражения зенитным огнем:
Незначительная доля повреждений Ил-2 от огня истребителей люфтваффе – от 1,8% до 5,2%, отчасти является следствием того факта, что пулеметно-пушечная очередь истребителя наносит более серьезное поражение Ил-2, чем огонь зенитной артиллерии, ибо как затрагивает сразу несколько силовых элементов конструкции самолета.

Ремонт и восстановление Ил-2 после боевых повреждений или посадки на фюзеляж серьезных затруднений не вызывал - «в этом случае выходят из строя лишь одна, редко больше, из перечисленных частей самолета или его агрегатов»..

Il-2_01.jpg
Попадание 20-мм снаряда пушки "мессера" в бронеперегородку

Эффективность бронезащиты:
Пули нормального калибра и «осколки снарядов зенитной артиллерии на любом удалении броню не пробивают», оставляя в ней лишь вмятины... На высотах более 1000 м малокалиберная ЗА броню также не пробивала (напомню, что со второй половины войны к цели штурмовикам рекомендовалось подходить на высоте 1500 м, хотя периодически вопрос об атаках с бреющего – до 100 м также поднимался).

На меньших высотах: На Ил-2 зав. № 1878682 18 декабря 1943 г. прямым попаданием пробило отверстие в нижней передней броне диаметром 100 мм в результате были повреждены картер мотора и винт, но «благодаря затрате основной энергии снаряда на разрушение брони, мотор и винт получили сравнительно незначительные повреждения и самолет смог долететь до своего аэродрома».
Il-2_02.jpg
"Нипробил" - поражение бортовой брони 20-мм ОФ снарядом

Относительные потери летного состава:
...боевые безвозвратные потери летного состава штурмовой авиации ВВС КА за период 1943-45гг. в 1,8 раз превысили боевые санитарные потери. В истребительной авиации за этот же период времени соотношение боевых санитарных и безвозвратных потерь составило 1:2,0, а в бомбардировочной авиации – 1:2,1.
То есть, у раненных летчиков Ил-2 было больше шансов вернуться из боя, чем у пилотов-истребителей и бомбардировщиков.
...
Львовско-Сандомирской операции штурмовая авиация в среднем теряла 0,53 человек летного состава на каждые 100 самолето-вылетов, истребительная – 0,22, бомбардировочная – 1,8, а в Берлинской операции – 0,27, 0,12 и 0,32 человека соответственно.

То есть потери летчиков-бомбардировщиков на вылет были выше, чему у штурмовиков, порой в ТРИ раза! Это к вопросу заменить Ил-2 на «одно-двухмоторный обычный бомбардировщик».
Il-2_04.jpg
Постановка Ил-2 на шасси. За счет наличия бронекоробки вероятность выживания пилота при вынужденной посадки на Ил-2 была наилучшей

Сравнение с другими типами или об идее заменить бронированные штурмовики на истребители-бомбардировщики:
По опыту 15-й воздушной армии на каждые 100 самолетов Ил-2, получивших повреждения от огня зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, приходилось всего: в 1943 г. – 1,34, в 1944 г. – 4,9, в 1945 г. – 3,25 боевых потерь Ил-2. Для сравнения, на каждую сотню поврежденных истребителей Як-9 приходилось 18 боевых потерь в 1943 г., 24 – в 1944 г. и 54 – в 1945 г., а истребителей Ла-5 – 23 в 1943 г. и 65 в 1944 г.

Можно наложить эти данные на боевую работу 211-й шад за два последних года войны: вылетов 7000, в них боевое поражение штурмовиков в 6500 вылетах (в свыше 90% случаев!), из них в 6160 случаях – самолеты вернулись на аэродром, а 72 – вынужденная посадка (54 потом введены в строй). Из вернувшихся поврежденных самолетов списано 18, а 160 отправлено в заводской ремонт – убыль среди поврежденных 196 самолетов. При аналогичном уровне поражения одномоторных истребителей-бомбардировщиков без серьезного бронирования (Ла-5 и Як-9 - см. цифры выше) дивизия должна была бы списать – 2000 (две тысячи!) самолетов.

То есть относительная живучесть при получении боевых повреждений Ил-2 была выше гипотетического «истребителя-бомбардировщика» в ... ДЕСЯТЬ раз! К вопросу – зачем нужна броня.

* - выходила в нескольких номерах "Авиации и Космонавтики" в 2009 году
82 посетителя, 22 комментария, 45 ссылок, за 24 часа