1984 год, разгар шахтёрской забастовки, всю отрасль трясёт. Крохотная полукоммуна сексуально альтернативных лондонцев взялась участвовать в сборе средств в поддержку бастующих Уэльса, но не на общих основаниях, а непременно от имени социально отвественных геев и лесбиянок. Дилемма неизбежна: обитатели шахтёрских посёлков считаются естественными врагами сексменьшинств и при непосредственной смычке геев с валлийскими бруталами возможна неконтролируемая эскалация старых предубеждений.
Порылась в словарях, ничего толкового не нашла, но судя по контексту, словом pride в Великобритании, среди прочего, называют демонстрации [UPD: по данным из комментов, конкретно гей-парад]. Тем не менее, если фильм производства Великобритании называется "Pride", то "& Prejudice" ("и предубеждение") идёт по умолчанию неизбежным прицепиком. Покопавшись в собственных предубеждениях, лондонцы в 1984 году выяснили, что не так страшен шахтёр, как его малюют. Позитив фильма основан на реальных событиях, все спойлеры изложены в историческом разделе википедии (статья на русском языке "Lesbians and Gays Support the Miners"), по жанру кино можно назвать коллективным байопиком, а некоторые из его персонажей вполне живы до сих пор.
Словом, внезапно попса голимая, так что целиком я смотреть не стала. Как только обнаружились первые признаки мимими, промотала к финалу, чтоб убедиться в наличии мегапафосного хэппи-энда. По этой причине не могу судить, являлся ли хоть один персонаж из числа геев и лесбиянок выходцем из люмпенской среды. В данном случае это был бы ключевой момент для оценки авторского замысла, потому что в вопросах мимими относительно сглаживания социальных противоречий я держусь крайне настороженно и никогда не отделяю персонажа от его стартовых условий. Для меня "Гордость" выглядела не хроникой хождения эльфов к страну орков, а хроникой контактов лондонской недобогемы с провинциальными пролетариями.
Авторы постарались убедить, что геям удалось распропагандировать несколько десятков шахтёров по той причине, что геи были белы, пушисты и многим понравились. От сердца к сердцу, так сказать, по-христиански. Кроме того, валлийских шахтёров противопоставили остальным гражданам Великобритании по национальному признаку, сблизив их с сексменьшинствами в качестве нацменьшинства. С этой точки зрения, нерв сюжета в преодолении шахтёрами и геями культурной самоизоляции путём практикования христианского гуманизма. Как это не похоже на подход из учебников основ марксизма-ленинизма!
Есть такая сугубо марксистская логическая цепочка, перескажу своими словами. В уличных конфликтах полиции с протестующими студентами моральная правота всегда на стороне полиции. Потому что студенты - сытые дети из буржуазных семей, а полисмены с дубинками - парни с рабочих окраин, и что бы там у студентов не ущемило, у полицейских оно было ущемлено куда раньше и куда больше. Логику я знала, а вот автора забыла, но на днях мне напомнили, что это придумал Пьер-Паоло Пазолини, гений кинорежиссуры, гей, мальчик из приличной семьи и коммунист одновременно. В общем, я представила, что сделал бы из шахтёрско-гейского сюжета Пазолини, и стало грустно. Мир юдоль попсы и поиска лёгких путей. С другой стороны, википедия клянётся, что "Гордость" не лжива хотя бы на уровне сюжетной схемы. Как же всё сложно, когда дело касается шахтёров!
На всякий случай напомню,