2013/01/27 00:20:47
12134Роб Хорнстра - Георгий поёт песню "А для вас я никто" в ресторане Юг, 2011

    В прошлом году эта фотосерия взяла первый приз на “World Press Photo” в категории «искусство и развлечения». Согласитесь, первое место на таком авторитетном конкурсе кое-что значит.
Но когда я выложил этот кадр в сообществе «Фотопроекта» на фэйсбуке, он стал антирекордом по количеству «лайков», реакция сообщества была почти нулевой. 

    Надо сказать, что аудитория «Фотопроекта» – это не просто люди с улицы, далёкие от фотографии, нет, это студенты фотошколы и люди, так или иначе к фотографии причастные.  Попытаюсь разобраться, в чём дело.



1506Марика Бажур поет песню «Курю» в ресторане «Евразия»



5149Дмитрий Бум поет "Диги Диги" в ресторане «Лилия»


11160
Саша Савчук поет "Ну вот и все", ресторан «Радуга»


AES1-CL
Ольга Байшева поёт "Потеряла я колечко" в ресторане "Идиллия".


rob-hornstra_sochi-singers_e
Алексей Калинин и Любовь Корниенко поют "Отпусти", кафе "Юг"


rob-hornstra_sochi-singers_i
Тигран Тараздарян поёт "Без тебя", ресторан "Славянский дворик"


8124
Наталья Аракельян поет «Курю» в ресторане «Одиссея»


Что сделал голландский фотограф Хорнстра? Он снял то, что мог бы снять чуть ли не каждый из нас. Он просто ходил по прибрежным кафе, ресторанам и шашлычным курортной зоны и снимал певцов, которые в этих кафе работают для лучшего пищеварения публики. Таких иногда презрительно называют «ресторанные лабухи», и они наверняка знакомы всем, кто хоть раз был на наших курортах.  Ничего «высокохудожественного» в фотографиях Хорнстры нет – он всех их снял просто, беспристрастно, фронтально, без каких либо изысков – на фото просто человек в декорациях ресторанной сцены или того уголка в кафе, который отведён музыканту.  Любой из нас мог снять эту серию, хоть на мыльницу. Но мы – не снимаем. А приезжий голландец снял и сделал из этого цельную и осмысленную серию, которая победила на престижном конкурсе WPP.   

Конечно же, не всё так просто – Хорнстра не просто мимо проходил, отдыхал в Сочи и зашёл поснимать ресторанных певцов. Фотограф до этой серии уже четыре года подряд регулярно приезжал и снимал в Сочи, и эта ресторанная съёмка – проект абсолютно продуманный. И не на мыльницу. А что видит наш зритель?  Он не видит в этой фотографии ничего, что он привык считать красивым или художественным.  Ничего, что он сам бы счёл достойным фотосъёмки. Он видит только привычное – аляпистые стены приморских ресторанов, псевдороскошный интерьер, всё это наше, родное, привычное. Мы – привыкли, мы не замечаем все эти нелепости нашего бытия, которые бросаются в глаза иностранному фотографу. Может быть, мы даже подозреваем, что всё это – бесвкусица, что в этом есть что-то смешное и странное… Но нам сложно дистанцироваться, посмотреть на всё это со стороны и с иронией – ведь сложно относиться с иронией к самому себе.  А кроме этого, мы привыкли, что хорошая фотография должна быть какой-то очень «художественной», выразительной или сделанной на каком-то недоступном простому смертному техническом уровне – а тут что? «Да я и сам так сниму» - думает наш русский зритель. И не понимает, за что Хорнстре дали WPP

Серия появлялась на русских сайтах, вот несколько характерных комментариев: 

"Пойти унитазы в общественных туалетах поснимать штоле? Мож тоже 1-е место где дадут…"
"Не могу поверить, что она заняла первое место. А кто в жюри сидел, и куда он смотрел? Наверное было много водки?:)…"
"
какие же остальные были работы участников конкурса, если эта “шляпа” заняла первое место?!"
"всегда у них треш какой-то в победителях"

    И это очень показательно: мы до сих пор полагаем, что объектом фотографии должно быть что-то красивое, зрелищное, удивительное.  А вот такая неброская документалистика остаётся для нашего зрителя искренне непонятной.  Фотография здесь выполняет роль зеркала, причём беспристрастного и просто отражающего – но мы в такое зеркало всматриваться не хотим.  Даже больше того – когда фотограф ничего не приукрашивает и не очерняет, а просто фиксирует – именно такие кадры часто называют чернухой.

   И если отвечать на вопрос «за что здесь первое место?», то я отвечу так: за то, что Хорнстра в этой серии нашёл очень удачный способ показать  то важное, общее, что (хотим мы этого или нет) в нашей массовой культуре присутствует.  Через вроде бы незаметные мелочи, через детали интерьеров, через лица этих певцов, через названия песен и даже через названия ресторанов показан тот самый пресловутый «менталитет», сделан портрет общества. Узнаёте?



0 посетителей, 27 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа