2016/01/16 20:51:48
Красные и синие

Когда в Виргинии узнали о подробностях событий у форта Несессити, первоначальное осуждение сменилось сдержанными похвалами "мужеству молодого офицера", и его репутация была восстановлена. Но в свете произошедшего Виргинский колониальный полк решено было разделить на 10 отдельных рот (чтобы полковники больше не командовали из штабов за многие десятки миль от поля боя), и должность подполковника (как и полковника тоже) упразднили. Вашингтон даже подумывал подать в отставку, но в итоге не стал горячиться и просто занялся насущными делами в поместье Маунт-Вернон, проданном ему вдовой его старшего брата (вместе с 18 рабами).


Генерал-майор Эдвард Брэддок (прижизненных портретов не существует)

Однако "не прошло и года": 20 февраля 1755 года в Виргинию с двумя полками королевской пехоты из Англии прибыл генерал-майор Эдвард Брэддок, который должен был организовать то, что не удалось Вашингтону - экспедицию для захвата французского форта Дюкен. Вопреки расхожему мнению, тупорылым идиотом ветеран войны за Австрийское наследство не был, и быстро сообразил, что молодой амбициозный офицер со знанием колониальных реалий, а главное прекрасно знакомый с местностью, ибо уже дважды проделывал пешие походы в эту сторону (в первый раз Джордж выполнял дипломатическую миссию, издав после нее брошюру с описанием своего путешествия) - такой офицер ему пригодится. И Брэддок предложил Вашингтону стать его адъютантом.
Правда, возникла проблема. Из-за отсутствия полка 23-летний офицер мог рассчитывать лишь на чин майора ополчения. Вашингтон же хотел большего - патент капитана королевской армии. И это не было понижением - просто стать офицером регулярных войск было возможно, лишь выкупив патент, а его давали только на два чина, самый первый (прапорщика) и капитанский. Бывший подполковник терял в формальной табели о рангах, зато получал постоянное (пожизненное) место в королевских войсках - пока не продаст патент кому-нибудь другому. Но увы - выправить такой документ Брэддок мог только в Англии (количество патентов было ограничено существующими офицерскими должностями, и если никто не желал оный продавать, то получить такой было почти нереально), для чего требовалась уйма времени, так что в итоге Вашингтон удовольствовался временной капитанской должностью в чине майора ополчения. "Золотая мечта" Джорджа стать королевским офицером и надеть красный мундир вместо синего ополченческого откладывалась на неопределенный срок.
Экспедиция Брэддока имеет в мифологии Нового Света значение, сопоставимое с Троянской войной, или походом аргонавтов, ибо в ней участвовали многие герои будущей революции. Помимо Вашингтона, в подготовке похода как интендантский чиновник участвовал Бенджамин Франклин, ротой командовал капитан Хорэйшо (или Горацио) Гейтс, а одним из британских офицеров стал будущий "душитель Бостона" Томас Гейдж. Но самое главное - это миф о рождении "американской тактики", которую показали внезапно французы (а на самом деле вообще - индейцы), встретившие регулярные колонны Брэддока 9 июля 1755 года у переправы через реку Мононгахелу.

   
Капитан Даниэль Иасинт Льенар де Божё и подполковник Томас Гейдж

У Брэддока под командой было 1300 регулярных солдат и ополченцев, французы смогли собрать ровно вдвое меньше - "сброд" под командой капитана Даниэля де Божё (советскими историками без капли стыда перекрещенного в Бюжо) состоял из 108 пехотинцев "морской роты" (не имевшей никакого отношения к морю - это колониальные регулярные части, набиравшиеся и содержавшиеся за счет Морского министерства), 146 ополченцев и 637 индейцев. Все они доблестно сховались за кустами и деревьями и накрыли внезапным огнем торжественно маршировавших британцев. Никакой особо новой тактики никто не демонстрировал - почти так же, например, во время Войны за испанское наследство англичане поймали в засаду крупный отряд французов. Просто Брэддок допустил фатальную ошибку - не зная о численности и качественном составе вражеского отряда, он не приказал войскам рассыпаться и вести индивидуальный бой, а настаивал на сохранении строя и залповом огне по кустам и деревьям.


Десятая Морская рота на марше

Кстати, почти сразу же Божё был убит, а французы утекли в Дюкен, и дальнейшие подвиги "геройствовали" почти исключительно индейцы - под "чутким руководством" капитанов Жана-Даниэля Дюма и Шарля Ланглэда. Далее восстановить события точно довольно трудно. Согласно наиболее устойчивым "рассказам о Вашингтоне и американских солдатах", молодой ополченец советовал генералу рассыпать строй, а потом - приказать ему во главе ополченцев (которые единственные не растерялись, ибо для них такой бой вообще не был ничем в новинку) атаковать врага. Тщетно - Брэддок уперся, посылая "вперде" сомкнутые "коробки" взводов и рот.
Надо сказать, что в тот день Вашингтону свезло все "5 из 36" - его мундир четыре раза был пробит пулями, под ним убили двух лошадей, но сам он не получил ни царапины. Зато Брэддок в итоге словил пулю и умер на руках у своего адъютанта, завещав ему свой шарф и пару пистолетов. Итог побоища был неутешителен - более 500 убитых и более 450 раненых (французы и индейцы потеряли только 30 убитыми и 57 ранеными), поход на Дюкен провалился. Единственное (кроме еще большего количества опыта и материала для размышлений), что вынес из него молодой Вашингтон - слава отважного героя, ибо он, по сути, стал единственным американцем, который в тот день не делал глупостей и не посылал никого на бойню. Что ж, иногда достаточно просто быть адекватным и хладнокровным - не терять голову во время боя умеет совсем не каждый командир...

99 посетителей, 77 комментариев, 54 ссылки, за 24 часа