2016/03/18 02:25:27

Этот мир несправедлив. В России по тюрьмам сидят десятки политических заключённых, по основаниям более чем вздорным и надуманным, но внимание приковано к Савченко.

Этот мир несправедлив — но логичен. Она стала весьма символической фигурой. Знаковой, можно сказать. Потому что похищение военнослужащего, который просто выполнял свой долг по защите своей страны, на её территории, и попытка осудить его за участие в боевых действиях (не говоря уж про «незаконное пересечение» границы) — это реально такое нахальство, что затрудняюсь припомнить аналоги.

Но, говорят «ватники», на самом деле Савченко не была к моменту захвата офицером ВСУ, находилась то ли в отпуске, то ли даже в отставке, поехала в Луганскую область по собственной инициативе. Где примкнула к батальону «Айдар», который предлагается считать не иначе как «карательным преступным бандформированием».


Это очень интересная точка зрения. Вообще-то, то, что украинские добробаты не нравятся «колорадам» - не делает их незаконными формированиями. Большинство из них организационно входили в Нацгвардию МВД, но конкретно «Айдар» - в ВСУ. И существовал совершенно легально (пусть какие-то юридические вопросы оставались не до конца улаженными в том бардаке месяцами). Во всяком случае, что у них там законно, а что нет, в военной структуре Украины — должны решать полномочные органы Украины, а никак не диверсанты из соседней страны или мятежники-сепаратисты. В их устах обвинения добробатов в незаконности — звучат примерно так же, как формулировки на Кавказ-Центре: «ОПГ «МВД РФ», ОПГ «ФСБ РФ».

И я чего-то не слышал, чтобы юридический статус «Айдара» и конкретно Савченко в нём — вызывали претензии у уполномоченных на то лиц. В частности — украинской военной прокуратуры.

При этом, не приходится отрицать, что существовали некоторые нарекания к конкретной деятельности отдельных бойцов добробатов и частей ВСУ. Но это всегда бывает при каких-то конфликтах. Далеко не все люди в форме — ангелы. Далеко не у всех имеется достаточная профессиональная подготовка и запас психической прочности. Для них война — стресс. Они наблюдают гибель товарищей, срываются, бухают, иногда и ширяются. Могут пережестить с «цивилитиками». Особенно, когда подозревают их в сотрудничестве с противником.

Тем более это усугубляется, когда на переднем краю оказываются довольно случайные люди. Кто-то из них идеалисты-патриоты, а кто-то — и вполне себе криминальные типы. Которые могут и неплохо драться, но при этом мародёрничать, грабить, приторговывать военным имуществом, крышевать контрабанду (ну последнее-то — для любых армейских святое дело).

Тут и с американской-то армией, неплохо обеспеченной, и с французской, и с британской — бывали не очень симпатичные эксцессы. Про Российскую — молчок. Ну, естественно, и украинские вояки, что из ВСУ, что из добробатов — иногда «отличались». Иных и судят сейчас, разбираются.

Но считать ли «Айдар» именно карательным подразделением, заведомым инструментом незаконных методов ведения войны, этакой «бригадой Дирлевангера»? Знаете, есть хороший критерий определения «профиля» тех или иных вояк. Отношение в целом недружественного местного населения.

И вот я с начала конфликта отсматривал много видеоматериалов по нему, и много было таких, где местные жители, и мужики, и тётки, и бабки, и дедки, вступают в ожесточённые дискуссии с бойцами ВСУ и нацгвардейцами, задают вопросы вроде: «Нахрена вы сюда припёрлись? Кто вас сюда звал?»

Поверьте, если вояки имеют репутацию хоть немножко совместимую со словом «каратели» - им таких вопросов никто не задаёт. Потому что ответ более-менее известен. «Я сюда пришёл, чтобы тебя грохнуть и на площади повесить, другим в назидание». И это просто глупо, нарываться на гарантированную «репрессию».

А тут — совершенно свободно пристают к воякам, нисколько не веря на самом деле, что те — реально какие-то «каратели». Прекрасно понимая, что всё это пропагандистская туфта. А вояки отшучиваются, иногда огрызаются — в целом вполне беззлобно. Когда не в боевой обстановке, конечно, как в Мариуполе на 9 мая 14-го. Смотришь на это и думаешь: «Да чтоб московский ОМОН такими «карателями» был!»

Что до конкретно Савченко — то её российская пропаганда (и обвинение), конечно, изображают какой-то маньячкой, которая невесть за каким хером решила пострелять из гаубиц непременно в мирных жителей, уходящих в Луганск, и российских журналистов, но это до такой степени не вяжется с тем, что о ней известно, что слушать тошно.

Вот эта вот девочка, пытающаяся на Майдане осадить радикалов, чтобы не провоцировали беркутов — хладнокровная и злонамеренная убийца женщин и детей?

К слову, вата «любит» обсуждать её внешность, попрекая «мужеподобностью» и говоря в этой связи всякие гадости. Но это потому, что они не умеют абстрагироваться от короткой армейской стрижки (которая действительно редко идёт барышням). Но вот когда её не видно, когда волосы прикрыты шапочкой — барышня как барышня. И, кстати, довольно смелая. Так становиться между двух огней, между разгорячённых радикалов и беркутов — не каждый парень сподобится.

Но через четыре месяца, как уверяет роспропаганда и обвинение, она вдруг испытала неодолимый порыв отправиться на Донбасс и покрошить из гаубиц мирных луганских бабушек. Вот просто так, чтоб было.

Да она в действительности и не одобряла военные методы решения этого конфликта. О чём открыто говорит в своём интервью уже в составе «Айдара», незадолго до похищения. И вообще там много нелицеприятного говорит про украинское военно-политическое руководство. Честно, что думает.

Ну, можно, конечно, верить, что на самом деле она хорошо скрытая маньячка и психопатка, которую хлебом не корми, а дай только замочить кого-нибудь невинного или замучить — но у меня есть основания полагать, что я немножко лучше разбираюсь в людях, чтобы верить в эту чушь.

Да, но что она могла, общаясь с задержанными по подозрению в пособничестве сепаратистам, пошутить, что их «на органы разберут» - в принципе не исключаю начисто. Так-то, конечно, показания того попа, который про неё всякие ужасы рассказывал, даже следствию представились слишком недостоверными, чтобы быть приобщёнными к делу. Но теоретически — я могу представить, что если задержанный решает поиграть в пионера-героя и не колется, то и припугнёшь: «Ну, значит, на органы тебя пустим, когда от тебя никакого толку. А так с паршивой овцы — хоть шерсти клок». Если настроение игривое и видишь по челу, что он просто хорохорится, куражится. С самой-то Савченко такие фокусы, конечно, не проканают.

Это называется «психологическое давление» и используется в допросной практике всеми вояками, контрразведчиками, ментами. Когда представляется уместным.

Нет, я не говорю, что она реально использовала подобные приёмы в общении с задержанными и в принципе как-то с ними общалась, поскольку этому нет никаких достоверных подтверждений, но что кадровый офицер может немножко припугнуть и морально прессануть — да что бы он за офицер был, когда бы вовсе не мог?

И вообще говоря, совершенно не важно, действующий офицер, или отставной, или просто гражданин.

Вот я представляю себе простую ситуацию. Монголия, страна, которая сейчас имеет самые высокие в мире темпы прироста ВВП, окрепла (и охуела) в достаточной степени, чтобы вспомнить о своём былом величии. Заявляет о воссоздании «ордынского мира», империи, созданной Чингисханом. «Всё, что до Волги — наше, всё, что западнее — под нами».

Сначала это воспринимается как курьёз, как творчество каких-то монгольских фриков (и ластящихся к ним российских «ордынцев») - а потом Туву наводняют монгольские солдаты, там проводится референдум, Тува откладывается к Монголии. А в Бурятии начинается мятеж, поддержанный явно монгольскими диверсионными группами с новейшим монгольским оружием.

И по Москве начинают ходить странные люди, которые размахивают монгольскими флагами, вешают себе на шею ханский ярлык, и призывают нукеров джихангира.

Что я буду думать про этих людей в такой ситуации? Я буду думать, что это уже не безобидная какая-то блажь. Они не скрывают, что являются действительной пятой колонной страны, напавшей на мою. И я не корчу из себя записного-квасного патриота, но я бы счёл, что это несколько беспардонное поведение с их стороны. Да, Россия не идеальна (а местами и ебанута), но это не повод менять её на «восстановленную империю Чингисхана». Тем более — такими методами.

Поэтому всякого такого придурка, с монгольским флагом — я бы считал предателем, хамской мордой и просто врагом. Пособником агрессора. Которого следует нейтрализовать, задержать, допросить, в крайнем случае — ликвидировать.

И плевать, кто я при этом: военный, мент, фэбэс. В данном случае — гражданин. Этого достаточно. Это моё право и даже долг (как бы пафосно ни звучало), оказывать вооружённое сопротивление агрессорам, приходящим на мою землю и ставящим на ней свой флаг без моего на то согласия. И пособникам — тоже.

Поэтому я вполне понимаю чувства тех украинцев, которые записывались в добробаты после хапка Крыма и развязывания Кремлём войны на Донбассе. Допускаю, что среди них могли быть излишне горячие парни, способные «пережестить». Не до мальчиков, конечно, распятых и изнасилованных эпилептичек, но слишком сильно врезать кому-то прикладом в челюсть при задержании — это бывает с порывистой молодёжью любых наций.

Но как раз Савченко смотрится более чем умеренной и вменяемой персоной. Попытки обвинить её в том, что она намеренно наводила огонь по гражданским, ослеплённая ненавистью к ним, - это такой абсурд, что дальше ехать некуда.

И российские следаки, ведшие это дело, - конечно, сомнительных моральных качеств люди. Мягко говоря. Но, думаю, там всё-таки подключали профессионалов, которые умеют строить допрос. Безо всяких орудий инквизиции, безо всякого пентотала. Таким бесполезно врать, впаривая какой-то «отходняк». Начнут крутить по деталям — и обязательно проколешься, пытаясь чего-то выдумывать на ходу. Особенно, когда речь идёт всё-таки не о профессиональном разведчике, коим Савченко не является.

Если б она действительно корректировала тогда гаубичный обстрел сепарского блокпоста (хотя почему бы ей этого не делать?) - они бы уже давно поймали на противоречиях в её собственной версии. И красиво бы предъявили миру, что она лукавит.

Но в том-то и дело, что она просто честный человек и говорит то, что было, что думает. В отличие от следствия, которое на полном серьёзе пытается впарить эту чушь, будто бы батальон «Заря» просто так взял и отпустил изобличённую корректировщицу из «Айдара», а она потом нелегально сбежала в Россию.



57 посетителей, 23 комментария, 16 ссылок, за 24 часа