2013/01/11 01:59:05
Некоторе время назад в дружественном журнале зашел разговор о лжи. Моя собеседница сказала, что не выносит ложь. И слышала подобные слова много раз. Я с уважением отношусь к такому подходу, но он мне непонятен.

В любом поступке, в том числе и высказывании, меня в первую волнует цель, которую человек преследует. Потому что цель - это самое важное. Если человека бьют в живот в драке - это, разумеется, больно, и когда врач мнет живот во время осмотра - это тоже больно, причем порой больнее, чем от удара, но в первом случае больно делают для того, чтобы причинить вред, во втором - во благо. Если человек пришел в ваш дом и сорвал люстру с потолка, сорвал обои и переколотил плитку в ванной, чтобы насолить вам - это погром. Если этот человек все расколотил и оборвал для того, чтобы помочь вам подготовить квартиру к ремонту - он зайка и душка, который избавил вас от грязной работы. То, что от желанного человека - ласка, от нежеланного - уголовно наказуемое деяние. Ну и так далее, больше примеров, я думаю, не надо.

Действие в чистом виде чаще всего нейтрально. Ложь тоже нейтральна до тех пор, пока не выяснены причины, по которым человек солгал. Я вижу 4 причины. Люди лгут, чтобы казаться лучше, чтобы не беспокоить окружающих, чтобы окружающие не беспокоили их или для получения выгоды за счет того, кому лгут. Первые три причины мне не кажутся предосудительными. Любой нормальный человек хочет казаться лучше, чем он есть, потому что он хочет, чтобы его любили, одобряли, хвалили и т.д. Это нормально. Любой человек не хочет, чтобы близкие люди переживали и волновались. Это тоже нормально. И уж, конечно, никто не хочет, чтобы его беспокоили. Это тоже чрезвычайно нормально. Вот когда вам из телевизора говорят, что у нас великолепное здравоохранение, а вы полгода пытаетесь добыть талончик на общий анализ крови или когда на тухлой колбасе переклеивают этикетку со сроком годности - это вранье четвертого типа, злокачественное. За это должны полагаться разнообразные наказания - земные и небесные.

У подруги сегодня прооперировали маму. Она знала об операции заранее, но дочери не сказала, чтобы та не провела все новогодние праздники в слезах и страшных мыслях об этой самой операции и ее последствиях. А сама эта девушка несколько лет назад тяжело болела, но не сказала родителям, чтобы их не тревожить, заняла денег на лечение у друзей, выздоровела, а родители так и не узнали.

Я сегодня наврала сестре, сказала, что на работе все ок, хотя на самом деле там все погано. У сестры муж лежит с ангиной и высокой температурой, у нее 50 контрольных на проверку, а завтра ей еще вести родительское собрание в 11 классе, и последнее, чего ей не хватает для невроза - это беспокойства по поводу моих проблем. И директору сказала, что у меня нет мыслей по поводу увольнения, хотя на самом деле мысли есть, но я же в своем уме - я не буду говорить ничего такого, за что на меня потом будут орать 4 часа без передышки. И когда позвонила пожила родственница и позвала к телефону маму, я сказала, что мама в ванной, ну не могла же я сказать, что маме интереснее смотреть сериал, чем выслушивать в стопервый раз деревенские сплетни, и что мама вообще терпеть не может родственников. Зачем обижать пожилого человека? Да, я сегодня много врала, ну и что? Я не чувствую себя виноватой. Я никого свои враньем не подставила, не выманила деньги, не оклеветала, не ввела в неприятности. Я сохранила немножко нервов себе и окружающим. И большинство врущих людей делает то же самое - врет по ходу дела, по мелочи, без особенно вдохновения, прикрываясь враньем, как панцирем, от возможных ежедневных склок, обид, наездов и т.д.. Врать для собственного обогащения и прочего процветания умеют, слава Богу, немногие.

Я знаю, многие любят повторять слова о том, что правду говорить легко и приятно, но мне кажется, что это совсем не так. Легко и приятно говорить правду тогда, когда тебе плевать на того, с кем говоришь, или когда думаешь, что ему плевать на тебя. Именно этим и объясняется эффект попутчика.

Ну и на заедку поучительная история.

Когда я в первый раз поехала отдыхать за границу, то бабушке соврали, будто я уехала на курсы повышения квалификации в соседний город (где живут родственники, которые по легенде должны были меня опекать и оберегать), потому что бабушка очень боялась самолетов и поездок за границу, и как бы она испугалась, узнав, что я поехала в другую страну да еще в одиночку - это это не описать словами. Пока я была за границей, у бабушки случился инсульт, и она умерла вскоре после моего возвращения. Я много лет ежедневно благорила Бога за то, что я соврала бабушке, иначе я бы до конца жизни обвиняла себя в том, что я уехала, заставила бабушку волноваться и волнение спровоцировало инсульт. Я бы никогда себя не простила и другие челны семьи тоже не простили бы, считали бы, в общем-то, убийцей. Сколько нервов сберегло мне это вранье - не сосчитать.

В общем, врите, хорошие мои, на благо себе и окружающим, берегите нервную систему. Это совсем не то, за что следует чувствовать себя виноватыми.
60 посетителей, 27 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа