2016/06/07 12:22:59

Иов Многострадальный. Церковь Симеона Богоприимца, Новгород. 1468 г.

Оглавление.
О том, что это за перевод здесь.

(Продолжение. Начало: 1, 2, 3, 4, 5, 6)

47. Но если, как уже было сказано, то преследование в регионах Иудеи обозначено названием «разделенного тепла», этот самый пламень преследования не препятствовал молениям проповедования, сквозь всякий страх, святых проповедников, которым была дана помощь свыше, Он приобщает: Кто дал путь самому жестокому ливню?
Как будто бы Он говорил, кроме Меня. Ибо для того, чтобы дать путь самым жестоким ливням, когда тепло было разделено, нужно укрепить силу проповеди среди самых трудностей преследования для того, чтобы сила проповедников более увеличилась, чем жестокость преследователей, которые стоят на их пути, так, чтобы они оросили жаждущие сердца своих слушателей каплями дождя, и вода с избытком полилась на засухи неверия; и хотя жар жестокости горел против них, голос благодати не мог через них молчать. Павел выдержал и был полит этим жаром преследования, когда говорил: «за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз» [2 Тим. 2:9][1]. Из этого ливня он также в другом месте говорит: «и повелю облакам не проливать на него дождя» [Ис. 5:6][2]. Из этого пути ливня, который проливается в сердцах избранных, псалмопевец свидетельствует: «быстро течет слово Его» [Пс. 147:4][3]. Но это всего лишь ливень и не имеет он пути; потому что проповедь доходит до ушей, но внутренняя благодать не действует, если она не проходит через сердца слышащих. И в словах этой проповеди сказано об избранных: «Ибо стрелы твои прошли сквозь» [Пс. 76:18][4]. Ибо стрелы Бога проходят сквозь, когда слова Его проповеди спускаются от ушей к сердцам. И потому, что это осуществляется исключительно Божественной благодатью, Господь свидетельствует, что Он дал путь ливню.
48. Но я понимаю, что необходимо рассмотреть, что Он называет этот ливень не «жестоким», а «самым жестоким». Жестокий ливень – это огромная сила, но самый жестокий -  это безграничная сила проповеди. Ибо это был жестокий ливень, когда святые проповедники говорили о вере вечной радости. Но «самым жестоким» - когда они говорили людям, что их надежды, их интересы должны быть оставлены, все видимые объекты должны быть отвергнуты ради невидимых, и что боли и мучения этого мира должны быть вынесены ради радости, о которой они слышали. Но когда так много избранных, узнав веру, отказались от своих владений, когда жар преследования бушевал, они забыли свою плотскую любовь, и выставили свои конечности пыткам ради радости духа; что еще сделал Господь, так это путь для самого жестокого ливня, который личными словами так поливает невидимые уголки сердца, что оно выполняет даже самые высокие заповеди? Где также по праву приобщается:
И путь для звучащего грома? [Иов. 38:25][5].
49. Ибо что мы понимаем под словом «гром», как не проповедь небесного ужаса? Ибо когда сердца людей чувствуют этот ужас, они дрожат. Но иногда гром создается Самим Воплощенным Господом, Кто пришел в наши знания путем одновременного пророчества древних отцов, как будто бы столкнулись вместе облака; Кто, видимо появляясь среди нас, озвучивал те самые ужасные ​​вещи, которые были над нами. Ибо также Святые Апостолы, которые сами были порождены Его Благодатью, назывались Воанергес, то есть, «сыны громовы» [Мк. 3:17][6]. Но иногда, как уже было сказано, «гром» обозначает их проповеди, в которых слышен ужас небесных суждений. Но так как любой проповедник может представить слова в уши, но не может открыть сердца, и так как Всемогущий Бог сам дает словам проповедников возможность быть услышанными невидимо внутренней благодатью сердцами их слушателей, так что иногда проповедь напрасно доходит до уха слушателя, который не пускает ее своим глухим сердцем, дабы она достигла его сокровенной души; Господь говорит, что Он дарует путь звучащему грому: ибо, когда Он подкрепляет слова проповеди, Он пронзает сердце ужасом. Павел, выдающийся проповедник, когда он озвучивал ужасные небесные тайны, видя, что он не мог преодолеть этот путь сам по себе, наставлял своих учеников, говоря: «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову» [Кол. 4:3][7]. Он, поэтому и говорил о тайнах, но молился, что дверь будет открыта Господом для этих же тайн в сердце его слушателей, обладая действительно уже громом, но в поисках способа получить его сверху. Иоанн, который говорил: «чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему» [1 Ин. 2:27][8], знал, что он не мог дать этот путь. И опять Павел учит, Кто мог дать этот путь, сказав: «посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» [1 Кор. 3:7][9]. Давайте послушаем то, на что этот ливень и гром влияет, когда путь был предоставлен им. Отсюда следует:
Стих 26. Должен лить дождь на землю без людей, в пустыне, где ни один смертный не живет [Иов. 38:26][10].
50. Дождь на землю без людей в пустыне - есть проповедовать слова Бога в языческом мире. Ибо пока нет поклонения Богу, и не показано в этом никаких проявлений добрых дел, это остается пустыней. И потому что не было в нем ни законодателя, ни того, кто смог искать Бога, не было там «ни одного человека», она осталась населенной только одними чудовищами, безлюдной. Об этой пустынной земле в другом месте сказано: «Он проложил путь в пустыне» [Ис. 43:19][11]. В этой проповеди, обращенной к язычникам, псалмописец свидетельствует, говоря: «Он сотворил реки в пустыне» [Пс. 106:35][12]. Но мы должны заметить, что после того, как тепло было разделено над землей, самый жестокий ливень нашел свой путь и дождь может пойти в пустыне. Потому что после того, как жесткость преследования стала ужасающей в Иудее, так, что не только вера не была получена, но на нее даже нападали мечом, каждый проповедник, который был послан в Израиль, повернулся в сторону призвания язычников. Здесь святые Апостолы говорят преследуемым Иудеям, которые были покинутыми: «Вам первым надлежало быть проповедниками слова Божия, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» [Деян. 13:46][13]. Когда тепло было разделено, земля, которая была безлюдной пустыней, была полита; потому что, когда гонения на верующих распространилась за границами Иудеи, языческий мир, который был давно покинутым и чужим, был орошен каплями проповеди. Но было показано, в каком состоянии языческий мир был обнаружен проповедниками, когда было добавлено:
Стих 27. Непроходимая и опустошенная земля должна быть наполнена [Иов. 38:27][14].
Но то, что должно быть произведено, когда идет дождь, явлено​​, когда сразу приобщается: И должны произрасти зеленые травы.
51. Ибо языческий мир, которому не был открыт путь для слова Божия, долгое время был непроходимым. Ибо когда пришел наш Искупитель, мир язычников получил призвание благодати, хоть и не было в нем до того пути Пророчеству. Он также по праву был назван пустынным; а именно, был лишен либо мудрости изволения, либо плодов добрых дел. Поэтому Господь дал путь самому жестокому ливню и путь звучащему грому, чтобы пошел дождь в пустыне, и наполнил непроходимую и опустошенную землю, и чтобы произросли зеленые травы. То есть, Он добавил внешней проповеди внутреннее вдохновение так, чтобы пересохшие сердца язычников смогли стать зелеными, закрытый - открытым, пустой - заполненным, а бесплодный - прорасти.
52. Слово «травы» в Священном Писании иногда используется для обозначения зелени временной славы, иногда для пищи дьявола, иногда для поддержки проповедников, иногда для добрых деяний, иногда для знаний и учений о вечной жизни. Ибо иногда оно используется для обозначения зелени временной славы, как говорит пророк: «Пусть уходит прочь утром, как трава, пусть утром процветает и исчезает» [Пс. 89:6][15]. Ибо процветать и исчезать утром, как трава, обозначает находиться в процветании этого мира в красоте временной славы, а потом быстро испариться. Трава обозначает пищу дьявола, как сказано о нем Господом: «Для него горы рождают траву» [Иов. 40:20][16], как будто бы Он говорил: Пока гордые и надменные люди будут подниматься в противоправных мыслях и действиях, они будут питать его беззакониями своими. Трава обозначает поддержку проповедников, когда было сказано: «Он произвел траву на горах, и травы для служения людям» [Пс. 146:8; Пс. 103:14][17]. Ибо трава произведена на горах и служит людям, когда высокие мира сего призваны к познанию веры, благословенны святыми проповедниками на путешествие в этой жизни и пищи для их пребывания. Трава обозначает добрые деяния, как было написано: «да произрастит земля зелень, траву» [Быт. 1:11][18]. И хотя мы считаем, что таким образом исторически состоялось создание мира, мы полагаем, что земля есть прообраз Церкви, что она родила зеленую траву по велению Бога, что является плодотворными делами милосердия. Иногда мы понимаем слово «трава» как знания и учения о вечной жизни; как было сказано Иеремией: «И дикие ослы стоят на возвышенных местах и глотают, подобно шакалам, воздух; глаза их потускли, потому что нет травы» [Иер. 14:6][19]. Этим выражением было предсказано преследование гордых и наиболее нечестивых Иудеев. Ибо их называют истинно дикими ослами за гордость их ума, а также драконами за их ядовитые мысли. И стояли они на скалах, ибо верили не в Бога, а, в главную власть мира сего, говоря: «У нас нет царя, кроме Кесаря» [Ин. 19:15][20]. Они вдыхали ветры, как драконы, ибо они возгордились духом гордости, они распухли вредоносным высокомерием. Их глаза опустились, потому что на самом деле их надежды не оправдали то, к чему они стремились. Для тех, кто любит земные вещи и не желает ждать вечных благ, земные блага будут утрачены, потому что они предпочли их Богу. Ибо они сказали: «Если мы оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом» [Ин. 11:48][21]. Они боялись потерять место, если Господь не будет убит, и все же они его потеряли, когда Он был убит. Но он добавляет, что причина, почему это случилось с жалкими люди: Потому что не было травы: то есть, их сердца хотели знания вечности, но это не обновило их пищей зелени внутренней доктрины. В этом месте, что еще мы понимаем под словом «травы», как незнание небесного учения или, соответственно, дел? Пустынная земля затем поливается дождем, дабы зеленые травы росли после него, потому что, когда языческий мир наслаждался ливнем святой проповеди, был расцвет с обоих направлений – и в трудах жизни, и в травах доктрины. Эта зелень была обещана пустыне голосом пророка, когда было сказано: «В пещерах, в которых драконы жили раньше, восстанет зелень тростника и камыша» [Ис. 35:7][22]. Тростником обозначаются проповедники, а что такое камыш, который всегда растет во влаге воды, как не слабые и нежные слушатели священного слова? Зелень тростника и камыша вырастает затем в пещерах драконов, потому что у тех народов, которыми владеет злоба старого врага, знание учителей и послушание слушателей забираются вместе.



[1] за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
[2] и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.
[3] посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его;
[4] и стрелы Твои летали.
[5]и путь для громоносной молнии,
[6] Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть `сыны громовы',
[7] Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
[8] Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
[9] посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
[10] чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека,
[11] Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне.
[12] Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую - в источники вод;
[13] вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
[14] чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию?
[15] они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
[16] Не нашла подобную цитату. Этот стих в англоязычных версиях Библии не имеет ничего общего с русским вариантом. Surely the mountains bring him forth food, where all the beasts of the field play. - To him the mountains bring forth grass : there all the beasts of the field shall play. Для него горы рождают траву (еду), где все звери полевые играют. В русском варианте это стих 15. В англоязычных вариантах стих 15 звучит так: "Look at Behemoth, which I made along with you and which feeds on grass like an ox. Посмотри на Бегемота, которого я создал вместе с тобой, и который питается травой, как вол. В русском варианте это стих 10.
[17] Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву [и злак на пользу человеку]; (Пс.146:8); Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу (Пс. 103:14).
[18] И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
[19] И дикие ослы стоят на возвышенных местах и глотают, подобно шакалам, воздух; глаза их потускли, потому что нет травы.
[20] нет у нас царя, кроме кесаря.
[21] Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
[22] И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша.



(Продолжение следует).

35 посетителей, 13 комментариев, 52 ссылки, за 24 часа