2016/12/21 23:18:55

Икона Житие праведного Иова многострадального.

Оглавление.
О том, что это за перевод здесь.

(Продолжение. Начало: 1, 2).

42. Двумя способами Всемогущий Бог ранит тех, кого Он хочет вернуть к заботе о здоровье; и иногда он сокрушает плоть, и потребляет твердость сердца от страха перед Ним. Таким образом, Он призывает к спасению здоровья, причиняя раны, когда Он сокрушает избранных Своих внешне, чтобы они могли быть оживлены к внутренней жизни. Потому Он также говорит через Моисея: я убью и буду оживлять, я буду ранить и исцелю [Втор. 32:39][1]; ибо Он «убивает», чтобы Он мог «оживлять», он «ранит», чтобы он мог «залечить»; Он применяет плети внешне для того, чтобы Он мог залечить раны греха внутри. Но иногда, даже если удары, кажется, прекратились, Он наносит раны внутри тем, что Он поражает твердость сердца желанием Себя; еще в ранении Он исцеляет, а когда мы пронизаны стрелами Его страха, Он напоминает нам об истинном чувстве. Ибо наши сердца плохо звучат, когда они не ранены любовью к Богу, когда они не чувствуют себя в горе от их скитаний, когда они не скорбят, хотя бы с наименьшей степенью чувства, по немощи своего соседа. Но они «ранены», чтобы они могли быть «исцелены», потому что Бог поражает бесчувственные души стрелами Его любви, и тут же делает их полными чувств, через жгучую любовь, и, следовательно, супруг говорит в Песне Песней: ибо я ранен любовью [Песн. 2:5][2]. Ибо больная душа, находясь в этом месте обитания, в слепоте собственной безопасности, не видя Господа, и не ищет увидеть Его. Но будучи пораженная стрелами Его любви, она ранена в своих внутренних частях чувством благочестивой любви, горит желанием созерцания; и чудесным образом она оживляется через рану, та, что раньше лежала мертвой, встает здоровой: она пылает, она задыхается, и жаждет уже увидеть Его, от Кого она отворачивалась. Будучи поражена, она возвращается в состояние разумности, к которому она призывается в безопасном состоянии внутреннего покоя через нанесение вреда ее самолюбию. Но когда раненая душа начинает задыхаться, жаждя Бога, когда, сведя на нет все заманчивые искусства мира, она тянется вперед в стремлении к земле выше, все немедленно оборачиваются в осуждении ее, все, что ранее было приятным и заманчивым в этом мире. Ибо они, имеющие любовную привязанность к нему, живущие в грехе, жестоко штурмуют его, когда он живет в добре. Душа, которая поднимается к Богу, подвергается грубым нападкам плоти, в которой она ранее лежала ниц в услужении, будучи рабом злых привычек; бывшие удовольствия приходят на ум, и давят сильно сопротивляющуюся душу мучительным терзанием. Но потому, что, в то время как мы поражены этим временным трудом, мы спасены от вечной боли, приобщается справедливо:
Стих 19. Он избавит тебя в шести бедах, да, в седьмой не коснется тебя зло [Иов. 5:19][3].
43. Ибо, что обозначается цифрой «шесть», за которой следует «семь», если не труды и ход нынешней жизни? Ибо, Бог, закончив все вещи на шестой день, создал человека, и Бог отдыхал на седьмой день; и этот же седьмой день без вечера, ибо уже нет конца, чтобы закончить отдых, который следует. Когда все вещи завершены, следует остальное, потому что после того, как добрые дела нынешней жизни закончены, следует воздаяние вечного покоя. Поэтому «в шести бедах Господь избавляет нас», чтобы «никакое зло не могло коснуться нас в седьмой», ибо, подготавливая нас с Его отцовской милостью, Он образовывает нас трудами нынешней жизни, но в пришествие Судьи, Он скрывает нас от напасти, чтобы Он мог затем вывести нас более уверенными в Его спасении, в той мере, в какой теперь мы более жестоко бичуемы. И тотчас же показывая одновременно более четко и беды нынешней жизни, и помощь Защиты Свыше, добавляется:
Стих 20. Во время голода он искупит тебя от смерти, и в войне от силы меча [Иов. 5:20][4].
44. Ибо «голод» плоти - это отсутствие поддержки тела, а голод души - молчание Божественного откровения. Поэтому справедливо сказал пророк: Я пошлю на землю голод, не голод хлеба, не жажду воды, но голод слышанья слова Господня [Ам. 8:11][5]. И когда Божественная связь оставляет человеческую душу, соблазн плоти набирает силы против него, потому справедливо добавлено: и в войне от силы меча. Ибо мы терпим войну, когда мы одолеваемы искушениями плоти нашей. Относительно этой же войны говорит псалмопевец: Покрой голову в день брани [Пс. 139:8][6]. Таким образом, в то время как сила отверженных падает от «голода по слову Божьему, тех отверженных, которые, кроме того пронизаны «мечом войны»,  Господь как «во время голода» искупает Своих избранных «от смерти», и в войне «Он покрывает их от меча». Ибо, когда Он обновляет свои души пищей Его слова, Он делает их сильными, чтобы противостоять искушениям тела. Тем не менее, есть некоторые, которые хотя они начинают получать слово Божие, противостоя внутреннему голоду, хотя они уже установились против искушений тела в силе воздержания, но до сих пор они боятся быть поражены клеветой своих ближних, и часто, в то время как они боятся стрел языка, они душат себя в петле греха. И, следовательно, он добавил, справедливо:
Стих 21. Ты будешь сокрыт от бича языка [Иов. 5:21][7].

45. «Бич языка» - это издевательские оскорбления обижающих. Они поражают праведников «бичом языка»,  те, которые преследуют их дела насмешкой. Ибо часто язык, в то время как он произносит насмешки, отзывает от доброго дела, и ставит себя, словно бич, потому что бьет в спину трусливую душу. Этот же «бич языка», устраивающий заговор против избранной души, и пророк видел, когда он сказал, обещая помощь, которая Свыше: Он избавит тебя от сети охотника, и от грубого слова [Пс. 90:3][8]. Ибо «охотник» не ищет ничего другого, кроме плоти, но мы «избавлены и от ловушки охотника и от грубого слова», когда мы преодолеваем и сети плотских людей, и злословия насмешек, сводя их на нет. Ибо их грубые слова это поругание наших праведных путей. А «избавление от грубого слова» это бросить под ноги поругания клеветников, закрывая глаза на них; ибо святая душа скрыта от «бича языков», потому что, в то время как в этом мире она никогда не стремится к чести аплодисментов, то она и не чувствует оскорбления клеветы. Но есть некоторые, которые уже не бояться пренебрежительного слова, уже не боятся насмешек, но они до сих пор стоят в страхе боли и мучений тела. Ибо наш древний враг, для того, чтобы вывести нас из правой склонности ума, нападает на нас различными путями, и преследует, заманивая нас, в одно время - голодом слова, через некоторое время - искушением плоти, потом бичом языка, а затем и бедствиями преследования. Но каждый совершенный человек, когда однажды он преодолевает злые привычки в себе, продолжает готовить свой ум к встрече со страданием, и потому правильно приобщается:
Не будешь бояться стихийного бедствия, когда оно придет [Иов. 5:21][9].

46. ​​Ибо святые люди, видя, что враг пытается их вовлечь разными путями,  вооружаются по-разному в их противостоянии. Ибо против голода, у них есть пропитание Слова Божьего; против меча войны, у них есть щит воздержания; против бича языка - защита терпения; против сокрушения внешнего несчастья, у них есть помощь внутренней любви. Следовательно, чудесным образом так происходит, что чем больше собирается искушений, которые мастерство врага навлекает на них, тем богаче добродетели, которые даруются внимательным солдатам Бога. И все избранные, в то время как они несут с мужественным сердцем противостояния нынешней жизни, готовят для себя безопасность во время ужасов будущего Суда, и потому справедливо приобщается:
Стих 22. В разрушении и голоде ты должен смеяться [Иов. 5:22][10].

47. Ибо потерянные должны потом страдать от «разрушения и голода», когда, будучи осуждены на последнем Суде, они отделяются от вечного «Хлеба». Ибо написано: Пусть нечестивые будут забраны, чтобы не увидели славу Божию [Ис. 26:10][11]. И Господь объявляет Своими собственными устами: Я хлеб живой, сошедший с небес [Ин. 6:51][12]. Таким образом, в одно и то же время, «разрушение и голод» объединяются, чтобы мучить тех, кто не только переносит муки внешние, но и дальше страдает в смерти внутренней от чумы голода. «Разрушение» - это ад, в котором он горит, а голод их убивает, потому что Искупитель скрывает свое лицо от них. Ибо хорошо и справедливо они получают свое вознаграждение как внутри, так и снаружи, потому что несчастные люди и мыслью и делом совершали преступления. Потому хорошо сказал псалмопевец: ты сделаешь их, как печь огненную; во время гнева Твоего: Господь смешал их в ярости Его, и пожрет их огонь [Пс. 20:10][13]. Ибо тот, которого «пожирает» огонь, возгорается с внешней стороны. Но печь поджигают внутри. Итак, во время гнева Божьего, все неправедные одновременно «сделаны как печь огненная», и также «пожираемы огнем», потому что при явлении Судьи, когда все множество их изгнано от Его глаз, они и изнутри сжигаются совестью от страдания желания, и внешне ад терзает их плоть.

48. «Бич языка» тоже может означать приговор окончательной гибели, в результате чего справедливый Судья говорит  погибшим: отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его [Мф. 25:41][14]. Праведник затем «скрыт от бича языка», и от грядущего горя, потому что в такой превышающей строгости обреченности, он затем утешится мягким голосом Судьи, который скажет: ибо Я был алчущим, и вы дали Мне есть мясо: Я жаждал, и вы напоили Меня: Я был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня: Я был в тюрьме, и вы пришли ко Мне. [Мф. 25:35-36][15]. Но перед тем, он основывается на следующем: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира [Мф. 25:34][16]. Поэтому «в разрушении и голоде» праведник «посмеется», ибо, когда окончательная кара сокрушает всех нечестивых, он сам возрадуется в славе встречи с наградой. При этом, он в то время больше не сострадает проклятым в силу своей человеческой природы. В самом деле, будучи включенным в Божественную Справедливость по сходству, он, с непоколебимой силой внутренней строгости, становится тщательно укрепленным. Ибо души избранных, будучи воспитаны в ясном свете вышеуказанной Праведности, не чувствительны к состраданию в том, что высота их блаженства делает их чужими страдания. Отсюда также хорошо сказано псалмопевцем: Праведник также увидит это, и убоится, и потом будет смеяться над ним и скажет: вот, это тот человек, который сделал не Бога своим помощником. [Пс. 51:8-9][17]. Пока праведники видят нечестивых и боятся, но потом они увидят, и будут смеяться. Ибо потому что теперь они могут упасть в подражание им, они удержаны в страхе, и потому, что они потом не могут повторить за проклятыми, там они не испытывают никакого сочувствия. Таким образом, то, что они не должны сочувствовать тем, которые обречены на вечное горе, они постигают в той самой справедливости Судьи, в которой они существуют в блаженстве. В самом деле, это было бы неправильно думать о них, что то счастье, которому они сподобились, будет уменьшено, если, прибывая в Царстве, они будут желать чего-то, что они никогда не смогут выполнить. Но всякий, кто устанавливает себя здесь, живя по заповедям, уже на вкус здесь ниже знает первые плоды этого безопасного состояния, которое должно длиться вечно, так что он не имеет никакого страха перед нашим старым врагом; также по пришествии смерти не страшится он и ее насилия. Ибо для праведника начало их воздаяния, чаще всего, это помещение их ума в безопасность умирания. Поэтому справедливо добавлено:
Не будешь бояться зверя земли [Иов. 5:22][18].

49. Ибо наш хитрый враг называется «зверь земли», потому что он набрасывается с насилием своей дикой природы, ухватывает души грешников в час их смерти. Ибо тех, кого он вводит в заблуждение лестью в течение их жизни, он хватает с жестокостью, когда они умирают. В противоположность сему образу Господь дает обещание о Церкви избранных через пророка: хищный зверь не взойдет на него. Они тогда в смерти боятся этого «зверя из земли», кто, когда жил, боялся не силы своего Творца. Ибо у хороших людей, потому что они покорятся из глубины их сердца страху перед Богом, убирается всякое бремя страха, возникающее от прихода врага. Ибо это значит, что псалмопевец умоляет Господа в таких словах: не исторгнет он мою душу, как лев [Пс. 7:3][19]. Таким образом, он снова говорит: услышь голос мой, Боже, в моей молитве, сохрани душу мою от страха врага [Пс. 63:2][20]. Ибо, когда они живут, они прекрасно боятся Судью, так что, когда они умирают, они могут не бояться клеветника. Тогда хорошо сказано: не будешь бояться зверя земли. Как будто это сказано простыми словами: «Так как ты теперь не преодолен врагом в его заманчивых обращениях, ты не должен бояться его в дальнейшем в его ярости». Но когда мы живем хорошо, крайне необходимо быть настороже, чтобы ум, глядя вниз на других, не был вознесен в гордости от самого факта своего положения. Следовательно, благословение справедливо призывается на ум, и слова сразу же вслед за этим добавляются:
Но с камнями разных стран у тебя союз [Иов. 5:23][21].

50. Церкви народов, как отдельные страны в мире, которые, в то время как они установлены в одной вере, отделены друг от друга разнообразием обычаев и языков. Что же тогда мы понимаем под «камнями стран», если не тех избранных в Церкви,  кому объявляется голосом того, кто был первым среди Учителей: и вы, как живые камни, устрояйте дом духовный? [1 Петр. 2:5][22], в отношении чего и Господь через Своего Пророка обещает Святой Церкви, говоря: вот, Я положу камни твои в порядке [Ис. 54:11][23]. Тот, кто живет праведно, присоединяет себя в завете к «камням стран». Ибо здесь, побеждая желания мира, без сомнения, он связывает свою жизнь похожестью со святыми, которые прошли до него. Но когда он отходит от практики мира, натиск злых духов увеличивается, которые, тем не менее, чем больше поражают человека в печали сердца, тем ближе подводят его смиренным к Создателю. И, следовательно, добавляется:
И звери земные - миротворцы тебе [Иов. 5:23][24].

51. Сначала следует заметить, что он не говорит, «мирные», но, «миротворцы», то есть это означает не то, что они живут в мире, но то, что они как бы «делают мир»; ибо лукавые враги чинят натиск, но огорченная душа тем больше стремится к возвращению в небесную обитель, чем больше бедствий она переживает в этом ужасном месте ссылки, и тогда действительно смиряет себя перед своим милостивым Помощником, когда она познает наиболее жестокие интриги противника против нее. Звери земли оказываются «миротворцами» для избранных, потому что злые духи, когда они несут вниз сердца добрых в своей враждебности, на самом деле, против своей воли, гонят их к любви Бога. Таким образом, твердый мир с Богом возникает из того же источника, от которого более жесткая борьба ведется против нас нашими противниками.

52. Под «зверями» тоже можно понять движения плоти, которые, в то время как уязвляют ум, побуждая поведение, которое противоречит здравому смыслу, восстают против нас, как звери. Но когда сердце склонено под Божественным Законом, даже подстрекательства плоти уменьшаются, так что, хотя и искушая нас, они тихо бормочут, но они никогда не восстают так высоко, чтобы перейти к исполнению на деле, или в безумие открытого укуса. Ибо кто из пребывающих до сих пор в этой тленной плоти, полностью приручает этих зверей земных, когда даже этот выдающийся проповедник, который был вознесен до третьего Неба, говорит: но я вижу иной закон в членах моих, противоборствующий закону ума моего, и делающий меня пленником закона греха, что находится в членах моих [Рим. 7:23][25]. Но одно дело видеть, что эти звери бушуют в практике, а другое, чтобы держать их за закрытыми дверями сердца. Ибо, когда они вынуждены находиться в узах воздержания, хотя они по-прежнему ревут, искушая, но, как мы уже говорили, они не заходят так далеко, как укус незаконной практики. Звери земли являются «миротворцами» в том, что хотя движения плоти бьются в желании, но они никогда не нападают на нас с открытым сопротивлением дела (хотя этим же обстоятельством, под названием «миротворцы», как мы уже говорили, злые духи не неподобающе понимаются), а движения плоти «заключают мир» для нас с Богом, когда они встречают противостояние, искушая нас. Ибо ум праведника в том, что его путь направлен на сферы выше, болит от тяжкой войны, вытекающей из тленного тела. И если в какое-либо время он приостанавливается в небесных стремлениях от какого-нибудь наслаждения этого мира, даже самого незначительного, этой же самой войной искушения, которое он испытывает, он подгоняется, чтобы установить все свои чувства в том, что уже не нарушается никаким противостоянием. Откуда приходит то, что ум вспоминает внутренний покой, и бежит от соблазнов плоти, которые все же тоскуют потом о своей привязанности. Ибо соблазн ограничивает каждого человека, чтобы отметить, откуда и к чему он пал, который после того, как он оставил мир Божий, чувствует в себе, как раздоры восстают против него из-за него самого. А потом он еще более действенно видит то, что он действительно потерял, утратив верную любовь к Богу, тот, который упав к себе, находит самого себя оскорбительным в себе. Звери земли потому «творят мир» для нас, ибо движения плоти, предлагая искушения, они беспокоят нас, побуждая нас вперед к любви внутреннего покоя. Теперь это справедливо добавлено:
Стих 24. И ты будешь знать, что шатер твой будет в мире [Иов. 5:24][26].




[1] Видите ныне, [видите,] что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей.
[2] Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви.
[3] В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло.
[4] Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне - от руки меча.
[5] Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних.
[6] Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
[7] От бича языка укроешь себя…
[8] Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
[9]… и не убоишься опустошения, когда оно придет.
[10] Опустошению и голоду посмеешься…
[11] Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа.
[12] Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
[13] Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь.
[14] Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
[15] ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
[16] приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
[17] Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]: `вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем'.
[18]и зверей земли не убоишься,
[19] да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего].
[20] Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага;
[21] ибо с камнями полевыми у тебя союз,…
[22] и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
[23] Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров;
[24] … и звери полевые в мире с тобою.
[25] но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
[26] И узнаешь, что шатер твой в безопасности, …


(Продолжение следует).

79 посетителей, 19 комментариев, 75 ссылок, за 24 часа