2016/02/19 14:27:53

Праведный Иов Многострадальный.

Оглавление.
О том, что это за перевод здесь.

(Продолжение. Начало: 1, 2, 3, 4, 5)

[БУКВАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ]
39. Это традиция – показывать лицо перед знакомством. Таким образом, «лицо Его Престола развернуто назад» потому, что нами в этой жизни слава Его Царства не воспринимается во всем ее величии; и над которым, как по праву сказано «облако раскинуто», потому что слава Небесного Царства не видна таковой, как она есть. Ибо тленное тело тянет вниз душу, и земляная скиния тянет вниз вдохновленный ум. [Прем. 9:15][1]. Итак, от созерцания его мы сокрыты туманом, ибо мы омрачены облаком нашего невежества. Потому правильно сказал псалмопевец: и тьма под ногами; и Он воссел на Херувимов и полетел; Он летал на крыльях ветра: Он сделал мрак Его тайным местом. [Пс. 17:10-12][2]. Ибо «тьма под Его ногами» в том, что те, кто под Ним не видят всей яркости, которую Он являет тем, кто выше. И Он воссел на Херувимов и полетел, поскольку «Херувимы» это слово, что используется для полноты знания. Следовательно, Он выше полноты знаний, Тот, Кто «воссел и полетел» потому, что возвышенность Его Величества не ограничена рассудительным знанием. Он «полетел» потому, что Он переносит Себя на высоту, далекую от досягаемости нашего понимания. Он летал на крыльях ветра, потому что Он превзошел знания душ. Он сделал мрак Его тайным местом, потому что в то время как мы окутаны туманом нашей немощи, в силу нашего незнания, Он скрывается от нас, и не видим нами в настоящее время в вечной Яркости. Потому в Песни Песней также сказано Ему невестой: беги, мой Возлюбленный, беги [Песн. 8:14][3]. Мы говорим, что «это ускользает от нас», так часто, как то, что мы хотим запомнить, не укладывается в наш ум. «Это от нас ускользает», говорим мы, когда то, что мы хотим, мы не можем сохранить в нашей памяти. Так Святая Церковь, после Смерти, Воскресения и Вознесения Господа нашего, взывает к Нему, полная Духа Пророчества: беги, мой Возлюбленный, беги. Как будто она сказала: «Ты, Кто через воплощение Плоти стал понятным, все же сделал Твою Божественную Природу выше понимания нашего восприятия, и потому Ты Сам остаешься для нас Непостижимым». Итак, Он развернул назад лицо Его Престола, потому что он скрывает силу Его Величия от смертных.

40. Но если мы понимаем под «Его Престолом» Ангельские Силы, поскольку на этих силах Он восседает как на Царском Престоле, Он развернул назад лицо Его Престола, от нас потому, что, пока мы находимся в этой смертной плоти, как замечательна эта опека Ангелов, мы не воспринимаем. «И раскинул над ним облако Свое», конечно же, потому что Он поднимает наше сердце для поиска, и все же, по тайному устроению происходит так, что в самой бесконечности этого поиска заложено его сдерживание. Потому  написано: бездна подала голос свой на возвышенности ее понимания [Авв. 3:10][4]. Ибо ум человека вынужден кричать в восхищении, когда в возвышенности поиска он стеснен в своих исканиях самим актом, с помощью которого он расширяется. Или, конечно же, потому, что мы сами также можем быть поняты как Престол Бога, справедливо сказано, что Он развернул назад лицо Его Престола, когда наши знания не могут продвинутся к вещам более высокого уровня. После чего, о том же Престоле Бога сказано: и раскинул над ним облако Свое, потому что, оставаясь Невидимым, Он выдвигает тайные решения о нас так, что одновременно, и то, что происходит внешне, мы в состоянии видеть, и все же происхождение события сокрыто в тайне и внутренняя причина, по которой что-то произошло, не известна нам. Отсюда тоже справедливо добавляется:
Стих 10. Он обложил воды границами, до тех пор, пока свет и тьма не закончатся [Иов. 26:10][5].
41. Очень часто в Священном Писании, как мы уже говорили выше, под словом «воды» обозначаются народы; Господь обложил воды границами потому, что Он так закаляет знания человечества: пока все времена не пройдут, оно не может полностью достичь познания внутренней Яркости. Но если под названием «свет» мы понимаем праведников, а под обозначением «тьма» грешников (как Павел говорит: Вы были некогда тьма, а теперь вы свет [Еф. 5:8][6]) нет ничего, чтобы препятствовать тому же самому пониманию, о котором мы сказали: «что совершенному знанию вечности не сподобился никто, пока путь праведных и неправедных не дойдет до конца».  Но поскольку это закономерно, что плотские люди ничего не знают о горнем, святой человек изумляется Божественной силе, и говорит, что она превосходит знания Ангелов и самых совершенных из людей, добавляя следующее:
Столпы небес дрожат и изумляются от Его кивка [Иов. 26:11][7].
[МИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ]
42. Что еще он называет «столпами небес», если не святых Ангелов, или главных проповедников Церкви, на которых в небесном мире вся структура духовного здания возникла, а Священное Писание в другом месте свидетельствует, говоря: Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего [Откр. 3:12][8]. Ибо кто устанавливается твердо в правой цели разума в делах Бога, устанавливается в качестве опоры в структуре духовного здания; и, будучи помещенным в этом храме, который есть Церковь, он должен быть как для пользы, так и для украшения. Но Иов называет «столпами небес» тех, которых апостол называет «столпами Церкви» говоря: Петр, Иаков и Иоанн, которые казались столпами, подали мне правую руку [Гал. 2:9][9].
43. Мы также можем вполне справедливо понять под «столпами небес» и сами церкви, которые, в единстве своего множества, составляют единую Церковь по всей земле. Потому также апостол Иоанн пишет к семи Церквям, а это означает единую Церковь, что пополняется Духом семикратной благодати, и мы знаем, что Соломон сказал о Господе: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столпов его [Притч. 9:1][10]. И далее, чтобы сделать известным, что это было сказано о семи Церквях, переходя далее, старательно представлены сами Таинства: она заколола жертву, растворила вино свое, она приготовила трапезу; она послала вперед своих служанок, чтобы они могли взывать к цитадели и стенам города. Если кто-либо мал, пусть он придет ко мне. [Притч. 9:2-4][11]. Ибо Господь «заколол жертвы», предлагая Себя от нашего имени. Он «смешал вино», смешивая вместе в чашу Его заповедей и историческое повествование, и духовное значение. Потому в другом месте написано: ибо в руке Господа чаша, и вино в ней красное; и она смешена. [Пс. 74:9][12]. И Он приготовил трапезу, то есть Священное Писание, которое хлебом слова освежает нас, когда мы утомлены, и приходим к Нему от бремени мира, и эта передышка укрепляет нас в борьбе против наших противников. Откуда тоже в другом месте сказано о Церкви: Ты приготовил предо мною трапезу, против них, что беда мне [Пс. 22:5][13]. Он послал Своих служанок, то есть души апостолов, что были в самом начале своем немощными [и потому названы в женском роде - служанки], чтобы «они могли взывать к цитадели и стенам города», потому что в то время, как они говорят о внутренней жизни, они поднимают нас к стенам Города Вышнего; и что же такое стены, конечно же, если не те, кто скромны, и сами не поднимаются. Потому дальше добавлено Самой Мудростью: Если кто-либо мал, пусть он придет ко Мне. Как будто сказано в простых словах: «Тот, кто видит себя большим в своих собственных глазах, сам себе преграждает путь ко Мне; ибо истинное возвышение достигается тем более, чем более ум каждого в себе унижен».
44. Но, несмотря на то, какой степени праведности человек может достичь, несмотря на уровень знания, который он может охватить в своем возрастании, он все равно не может понять до дна суждения Господа во внутреннем управлении нами. Поэтому пусть говорят: Столпы небес дрожат и изумляются от Его кивка; потому что в большинстве своем, даже те не в состоянии постичь высоту Его воли, которые заранее видят плоды этой воли. В тоже время, как мы уже говорили выше, ничто не мешает интерпретировать это как Святых Ангелов, потому что Силы небесного мира, которые созерцают Его непрестанно, в этом самом созерцании дрожат. Но это не дрожание от страха Его гнева, а дрожание в восхищении. Теперь, потому что он показал, насколько велико его изумление было, теперь он говорит о порядке нашего спасения. И далее следует:
Стих 12. В Его могуществе моря вдруг собрались вместе, и Его Премудрость сразила гордеца [Иов. 26:12][14].
45. Что еще обозначается под названием море, если не нынешний мир, в котором сердца людей, ищущих земное, бушуют в различных волнах мыслей? которые в одно время вздымаются в экзальтации гордости, а затем срываются чем-то другим, как набегающие друг на друга волны смывают одна другую. Но отныне «В Его могуществе моря вдруг собрались вместе», потому что по Воплощении Господа возмущенные сердца мирских людей уверовали в согласии. И Петр «идет по морю» потому, что, благодаря проповедникам Христа, эти когда-то возмущенные сердца от скромного послушания склонились к земле, так что в Евангелии тоже справедливо представлено смягчение этого мира, в котором бурные воды моря опали вниз, усмиренные стопами Господа. Теперь нам раскрывается, в каком смысле это было сказано, когда он говорит: и Его Премудрость сразила гордеца.
[ПРОРОЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ]
46. ​​Кто еще здесь называется «гордостью», если не тот, который сказал: взойду на высоты облаков, я буду подобен Всевышнему [Ис. 14:14][15]; и в отношении которого сказано голосом Бога: который сотворен бесстрашным, а сам царь над всеми сынами гордости [Иов. 41:25-26][16]. Касательно которого также и пророк Давид соглашается с этим предложением, говоря: Ты низложил гордого, как раненого [Пс. 88:11][17]. И хотя, говоря о природе Божества, нет разницы между тем, чтобы, БЫТЬ, и быть Мудростью, и опять же, нет разницы между тем, чтобы быть Мудрым и быть Сильным, потому что Его сила тождественна Его мудрости, а мудрость - это суть Божества, но, тем не менее, я считаю, надо рассмотреть с живым вниманием то, что этот святой человек, наполнившись пророческим Духом, выбрал для описания поражения гордого дьявола все же «Мудрость», а не силу Бога. Ибо он не сказал «Его Сила», но сказал Его Премудрость сразила гордеца. Ибо, как мы уже сказали, хотя по праву простой природы, Сила Бога это Премудрость Бога, но, внешне Господь победил диавола все же не силою, а справедливостью; ибо, сам дьявол, свергнув нашего первого родителя, как бы по праву взял в свое рабство человека, который, будучи сотворен обладающим свободной волей, дал согласие на предложение того, что было несправедливо. Ибо, будучи сотворен для жизни в своей собственной свободной воле, он по собственной воле стал должником смерти. Поэтому такой грех должен быть искуплен; но ничем, кроме жертвы, он не может быть искуплен. Жертва должна была быть найдена, но какая жертва может быть найдена, для того, чтобы освободить человека? Ибо это несправедливо, чтобы жертвой за разумного человека было бы бессловесное животное. Потому апостол говорит: образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами [Евр. 9:23][18]. И поэтому, если бессловесные существа от имени разумного существа, то есть человека, не могли быть соразмерной жертвой, человек должен был найти того из людей, кто может быть предложен, ибо для искупления греха разумного существа могла быть предложена только разумная жертва. Но что делать, если человек без греха не может быть найден? И какая жертва может быть предложена за нас, такая, чтобы могла очистить нас от греха, если сама жертва без заразы греха не может быть найдена? Ибо то, что осквернено, никогда не очистит оскверненное. Поэтому, чтобы жертва была разумна – человек должен был быть предложен, но чтобы жертва могла очистить человечество от грехов, это должен был быть не просто человек, а безгрешный человек. Но как может быть человек без греха, если он зачат в грехе? Поэтому для нас Сын Божий пришел в утробе Девы; и ради нас Он стал человеком. И безгреховная Природа была возложена на Него. Он предложил жертву от нашего имени, Он отдал Свое Тело от имени грешников, чистое от греха, ибо в человеческой Природе Он был способен умереть, а Своей Праведностью был способен нас очистить. Он Один выстоял, когда древний враг после Крещения нападал на Него с искушениями, и разнообразными хитростями стремился войти в Него; он был преодолен и низложен ниц путем праведной безгрешности Его непобедимой мудрости.
47. Но так как внутреннего его сила не достигла, он нацелился на Его внешнего человека, поскольку он был поражен доблестью души Того, Которого он не смог обмануть искушениями, он пытался победить смертью плоти. И, как уже было сказано, он стал бороться с тем, что Посредник взял от нас, смертных. Но даже там, где он имел силу, чтобы сделать что-то, он был побежден полностью со всех сторон; и по той же причине, что он получил власть внешне убить плоть Господа, он сам был сражен. Ибо он был сам побежден внутри, в то время как, казалось, он победил внешне; и тот, кто справедливо превратил нас в должников смерти, справедливо потерял в нас право смерти; потому что с помощью своих сил, он стремился к тому, чтобы привести к смерти Плоть Того, в Котором он не нашел долга греха. Таким образом, наш Господь от нашего имени оплатил долг смерти, чтобы смерть, возможно, не ранила нас больше, и поэтому он хорошо сказал: и Его Премудрость сразила гордеца; потому что наш старый враг из-за избытка самонадеянности потерял даже его, которого по злому убеждению он получил во владение; и в то время как он дерзко пошел на Него, в Котором не было ничего, чтобы ему принадлежало, он справедливо потерял его, которого он справедливо держал в рабстве. Поэтому он был «сражен Мудростью», а не Силой, ибо, в то время как он покусился на Божие, он потерял обладание человеком; так что он потерял того, кто был под ним в результате того же деяния, которым он напал на Того, Который над ним. Но при убиении плоти Господа, слава силы Его приходит к Его проповедникам, о чем он добавляет далее:
Стих 13. Его Дух украсил небеса [Иов. 26:13][19].




[1] ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум.
[2] Наклонил Он небеса и сошел, - и мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.
[3] Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических!
[4] Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои;
[5] Черту провел над поверхностью воды, до границ света со тьмою.
[6] Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света,
[7] Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его.
[8] Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
[9] и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным,
[10] Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,
[11] заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала:
[12] ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.
[13] Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
[14] Силою Своею волнует море и разумом Своим сражает его дерзость.
[15] взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему'.
[16] Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.
[17] Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих
[18] Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
[19] От духа Его - великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона.



(Окончание следует).

47 посетителей, 98 комментариев, 23 ссылки, за 24 часа