2016/02/24 20:36:46


Оглавление.
О том, что это за перевод здесь.

(Продолжение. Начало: 1, 2)

15. Его крик во время его нужды Бог не услышит, потому что во время спокойствия он сам не слышал Господа вопиющего в Своих заповедях. Ибо написано: Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва мерзость [Притч. 28:9][1]. И так святой человек, видя, что все они, кто равнодушны к тому, чтобы сейчас являть в делах своих свет, только в то время как скорби придут, начнут умолять, говорит: Услышит ли Бог вопль его? По словам своим он, несомненно, близок к следующим словам нашего Искупителя, Который говорит: Последними из всех приходят неразумные девы, и говорят: Господи! Господи! Отвори нам. И это им в ответ: истинно говорю вам, не знаю вас. [Мф. 25:11-12][2], потому что тем большие наказания падут после, чем больше в настоящее время милость заранее предоставляется. И Он затем тем строже будет судить тех, кто не исправился, чем более терпеливо сейчас Он дарует терпение к их грехам. Ибо, следовательно, говорит Пророк: Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. [Ис. 55:6][3]. Сейчас Он не виден, но «рядом», а затем Он будет виден, и не «будет рядом». Тот,  кто еще не предстал в суде, если будет искать, то найдет Его. И чудесным образом, когда Он будет судить, Он сразу станет для него виден, и Его не должно продолжать искать в этот момент. Поэтому Соломон описывает мудрость одновременно и относящуюся к нам милостиво, и, судящую строго, говоря: Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: доколе, невежды, будете любить невежество? [доколе] буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. [Притч. 1:20-28][4]. Мы отметили, какими словами ее сладость описывается. Посмотрим теперь, каким образом говорится о тяжести ее кары, о том, что, в конце концов, рано или поздно ее карающая строгость появится: Я звала, и вы не послушались, я протянула руку; и никто не внял; вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. Пусть она теперь скажет, как она поразит тех, кого она выносит с таким долготерпением, тех, кто так и не приходит к ней: Я тоже посмеюсь вашей гибели, я порадуюсь, когда придет на вас ужас, когда вдруг беда падет на вас и разрушения восстанут как вихрь; когда скорбь и теснота на вас. Тогда будут звать меня, но я не буду отвечать. Они поднимутся рано, но они не найдут меня. Вот, устами Соломона, мудрейшего из людей, все сведения тщательно изложены в отношении Верховного Суда: потому что она, сначала, призывает нас нежно, а потом обличает нас ужасно, а потом осуждает нас безвозвратно. И так замечательно сказано потому: Услышит ли Бог вопль его, когда беда придет на него? Конечно нет, потому что лицемер не находит лекарство в плаче, которым сейчас имеет возможность плакать, а потом лишится ее. Что касается беззакония, еще дополнительно добавляется:
Стих 10. Или он сможет радоваться во Всемогущем? [Иов. 27:10][5].

16. Ибо тот, кто увлекается любовью к земным вещам, ни в коей мере не радуется во Господе. Душа действительно не может существовать без получения своего восторга, и потому радует себя в вещах земных или в горнем. И чем выше становится преданность по отношению к высшим вещам, тем более приглушается радость к тем, что ниже, и, чем больше она светится острым интересом к тем, что ниже, тем больше она охлаждается этими нездоровыми чувствами по отношению к высшим вещам. Ибо и те, и те не могут быть любимы вместе и одинаково. Поэтому апостол Иоанн, хорошо зная, что среди шипов мирских привязанностей урожай небесного милосердия никогда не может быть посеян, и потому не может произвести семена любви вечной, Святым словом искореняет из сердец своих слушателей шипы мирской привязанности по словам: Не любите ни мир, ни вещи, которые в мире. И он прямо добавляет: если кто любит мир, нет любви Отца в нем. [1 Ин. 2:15][6]. Как будто он сказал коротко: «Обе эти любови не могут содержать себя в одном и том же сердце, и не может урожай милосердия небесного быть получен в том сердце, где шипы удовлетворения низменными вещами убивают его». И он перечисляет все шипы, вытекающие из этого удовлетворения низменным, говоря: Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, что не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его. [1 Ин. 2:16-17][7]. И так «лицемер не может радоваться во Боге», потому что небесные желания никогда не явятся в его уме, видя, конечно, что шипы земной любви покрыли его. Потому он сразу же справедливо добавляет:
Будет ли он всегда призывать Бога? [Иов. 27:10][8].

17. Ибо лицемер «призывает Бога», когда убогость земных условий ломает его. Ибо, прежде в этом мире он получал от Создателя хорошие условия, которые он искал, но о которых не просил Его; Но, поскольку, как мы уже говорили, искусство учителей и должно быть в том, чтобы в умах своих слушателей, сначала стремятся уничтожить то, что неправильно, а потом проповедовать то, что правильно; Ибо сердца, которые полны злых вещей не смогут принять доброе семя святой проповеди. Потому сказано Иеремии: вот, Я в этот день поставил тебя над народами и царствами, чтобы искоренять и разрушать, уничтожать и выбрасывать, созидать и насаждать [Иер. 1:10][9]. Ибо сначала повелел ему, что он должен искоренять, а потом, что он должен насаждать, сначала разрушить, а потом построить: потому что основы законной истины не могут быть заложены, если сначала здание заблуждений не было снесено. Благословенный Иов, являясь прообразом Вселенской Церкви, в своем ответе на заявления своих друзей, как бы возразил словам еретиков.  И после  многообразия возражений он сначала уничтожил их горделивые заблуждения, давая теперь себе возможность их учить; то есть, теперь могут быть ясно видны те правильные вещи, которые он хочет посадить, поскольку он уже искоренил у основания то, что неправильно. Потому приобщается:
Я научу тебя что в руке Бога, то, что у Всевышнего; я не буду скрывать [Иов. 27:11][10].

18. Вот, благословенный Иов говорит своими словами, обозначая что-то связанное с тем, что относится к нам. Ибо Святая Церковь в обучении, в той мере, в какой это целесообразно знать, не скрывает ни одной частицы истины. Таким образом, потому что «Рука Бога» является имя Сына, ибо Им были все вещи были сделаны [Ин. 1:3][11]; Она говорит, что Рукой Бога она учит тех, кого она видит глупо находящимися в своей собственной мудрости. Как будто она сказала в простых словах: «Я не знаю никакой вещи от себя; но все, что я вижу, от Истины, и та полнота, в которой я понимаю, тоже от Истины». По этой причине не наполнится правильной мудростью тот, кто приписывает мудрость себе, а не Руке Бога. Ибо противники Святой Церкви, если они порой воспринимают любую вещь верно, они приписывают это своей силе, и они лишают себя этим намного большей мудрости,  сходящей свыше, в той же пропорции, в какой они присвоили себе мудрость, которая, как бы была построена на основе их собственных умов. Их уму действительно открыты иногда те некоторые вещи, которые они действительно должны знать правильно, но этим самым знанием, присвоенным собственным заслугам, они призывают более неприятные наказания. Потому он справедливо приобщает:
Стих 12. Вот, все вы и сами знаете: и для чего вы столько пустословите ? [Иов. 27:12][12].

19. Ибо написано: И тот раб, какой знал волю господина своего, и не был готов; и не делал по воле его, бит будет во много плетей [Лк. 12:47-48][13]. Но тот, кто не знал, и сделал недостойно, бит будет в несколько плетей. И снова написано: поэтому тот, кто разумеет, как делать добро и не делает, для него это грех. [Иак. 4:17][14]. И так больше вины, как говорит Святая Церковь, на тех, кто заранее знают, чему они должны следовать, и не следуют тому, что знают. Об этих же лицах в другом месте сказано: Пусть сойдут живыми в ад [Пс. 54:16][15]. Эти «живые», это те, которые осознавали и ощущали те вещи, которые они делали. Ибо мертвые не знают и не ощущают вообще ничего, потому слово «мертвый» используется для тех, кто не чувствует и не знает, а те, которые знают, и не делают, названы «живыми». Поэтому «сойдут в ад» те люди, которые грешат, заведомо зная, что грешат, и осознавая, что они делают грех [Иов. 27:13][16]. Далее приобщается: Это доля безбожного человека от Бога, и наследие насильников, которое они получают от Вседержителя. Какие же «доля» и «наследие», он объясняет далее, когда сразу же добавляет:
Стих 14. Если умножаются сыновья его, то под меч; и его внуки не насытятся хлебом [Иов. 27:14][17].

20. Название «безбожник» также применимо и к еретикам, которые через ошибочность ложной доктрины, далеки от знания истины; которых, по словам следующим он называет «насильником», потому что они являются лицами, которые устанавливают сами, то есть насильно, неправильное значение трактовки Священного Писания, содержащего правильные постулаты доктрины. И поэтому они насильники, если не в людских законах, то в  смыслах заповедей. Но «сыновья насильников» это последователи еретиков, которые в то время как они дадут согласие на то, чтобы воспринять их ошибки, как бы порождают их уже дальше в своей проповеди. Но в то же время  они «умножаться», но «под меч», ибо, хотя сейчас они появляются в огромном множестве в губительной свободе, но они поражены по приговору Судьи, который грядет. Об этом говорит Господь и чрез Моисея: меч Мой насытится плотью [Втор. 32:42][18]. Ибо «меч Бога насытится плотью», потому что Приговор Страшного Суда разрушает тех, кто плотски мудрый, и в этом нам становится понятно, почему должно быть сказано, что беззаконники «получают долю и наследование их от Всевышнего». Ибо для тех, кто принимает правильную точку зрения, ясно со всей очевидностью, что, хотя те, кто действовал по своей воле несправедливо, по Справедливости Всевышнего, будут судиться справедливо; так что по справедливому Божьему решению, будет назначено наказание тех, кого их плохое поведение обратило в грех, и в отношении которых приобщается: И внуки не будут насыщаться хлебом.

21. Ибо «внуки» еретиков, это те, которые рождаются от детей, кому проповедовали ошибку. И они «хлебом не насытятся», потому что в то время как в пище Священного Слова они стремятся воспринимать больше, чем они могут взять, они всегда голодны к познанию истины; и проповедь обучения, которой они заняты, чтобы искать все новые и новые вопросы, они не в состоянии использовать для восстановления сил. Но поскольку из числа этих еретиков некоторых Святая Церковь со временем собирает, а некоторых она оставляет дальше в их упрямстве в злодеяниях, он в этой связи добавил:
Стих 15. Те, которые остаются от него, должны быть похоронены в смерти [Иов. 27:15][19].

22. Несомненно, «те, которые оставлены» из этого племени еретиков «похоронены в смерти», ибо в то время как они не возвращаются к свету истины, несомненно, они попадают в муки вечные из-за земной жизни. И потому, что иногда бывает, что в то время как лидер общины, впав в ошибку, уходит и попадает в вечные муки, у всей общины, которая была введена в заблуждение, появляется новая возможность к познанию истины, и затем люди, которые находились под предводительством лидера, впавшего в ошибку, могут  вернуться к истинным знаниям, когда этот лидер предстал к вечным наказаниям, он сразу же справедливо присоединяет:
И его вдовы их не будут плакать [Иов. 27:15].

23. Кого мы принимаем под «его вдовами», если не общину, оставшуюся покинутой, к ее счастью,  после его смерти? Ибо часто, как уже было сказано, когда проповедник ошибки забирается к вечному наказанию, его народ возвращается к благодати истинного знания. Для этих многих людей злой проповедник был, как муж, так как соблазнил души прилепившиеся к нему, и повел в худшую сторону.  Или, действительно, «вдовы не плачут», потому что, если они продолжают находиться в своем заблудшем мнении, в то время как они считают их проповедника святым, они обманываются лживой надеждой, что они не должны скорбеть.




[1] Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость.
[2] после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
[3] Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.
[4] Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,  в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:  "доколе, невежды, будете любить невежество? [доколе] буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;  и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.
[5] Будет ли он утешаться Вседержителем и призывать Бога во всякое время?
[6] Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
[7] Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
[8]и призывать Бога во всякое время?
[9] Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.
[10] Возвещу вам, что в руке Божией; что у Вседержителя, не скрою.
[11] Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
[12] Вот, все вы и сами видели; и для чего вы столько пустословите?
[13] Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
[14] Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
[15] Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
[16] Вот доля человеку беззаконному от Бога, и наследие, какое получают от Вседержителя притеснители.
[17] Если умножаются сыновья его, то под меч; и потомки его не насытятся хлебом.
[18] упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага.
[19] Оставшихся по нем смерть низведет во гроб, и вдовы их не будут плакать.



(Продолжение следует).

88 посетителей, 66 комментариев, 8 ссылок, за 24 часа