2016/03/01 18:32:18


Оглавление.
О том, что это за перевод здесь.

(Продолжение. Начало: 1, 2, 3, 4, 5, 6)

И затем справедливо приобщается:
Стих 3. Он полагает время тьме, и Сам видит конец всем и каждому [Иов. 28:3][1].

46. ​​Он Сам «устанавливает время тьме», то есть границы для нечестивых, где они должны перестать быть злом. Потому сказано апостолом: Вы были некогда тьма, а сейчас вы свет в Господе [Еф. 5:8][2]. Другим ученикам тоже Великий Учитель говорит: Ночь прошла, а день приблизился; итак оставляйте дела тьмы и облечемся в доспехи света [Рим. 13:12][3]. Будем вести себя благочинно, как в день [Рим. 13:13][4]. Потому и в Песне Песней о приходе Церкви говорится: кто она, что приходит, как заря утром?

Справедливо для описания Церкви используется сравнение с «утром», потому что, с познанием веры она изменяет человека от тьмы грехов, к яркому свету праведности. Под словами «всем и каждому» имеются в виду и избранные и проклятые. Ибо Бог, управляя и упорядочивая то, что хорошо, не делает то, что плохо, но то, что злыми делается, все же Им регулируется, чтобы вещи не являлись неуправляемыми, т.е. Он Сам видит конец всем и каждому, и несет все терпеливо, и видит цель своих избранных, как от лукавого они поворачиваются к добру. Он видит тоже конец проклятых, ибо, по злым делам, они приводят себя к наказанию, достойному их. Он видел конец Савла, когда в преследовании, в котором пали ниц на землю, он сказал: Господи, что повелишь мне делать? [Деян. 9:6][5]. Он видел конец кажущегося послушным ученика, что из-за вины в деянии, которое он совершил, обвязал горло петлей; он и наказал себя, будучи уже виновным в грехе, и предал себя еще худшему наказанию. Он видел также Содом, его конец - горение похоти в огне ада. Он видел конец языческого мира, который, хотя и был погружен в темноту беззакония, должен был в один прекрасный день засиять светом веры. Он также видел конец Иудеи, как она из яркого света веры, которую она несет, ослепляет себя темнотой полного неверия. Потому еще дополнительно приобщается:
Стих 4. Камень подобный тьме и тени смертной, поток отделяет от людей в пути [Иов. 28:4][6].

47. Что если не народ Иудейский, твердый в неверии, отказавшийся видеть верой Творца жизни, которого он сам предсказал пророчеством, назван  «камень тьмы»?, потому что он сразу твердо отказался верить, и погрузился в темноту неверия. Это же еще называют другими словами «Тень смерти». Ибо тень отображается такой же по очертаниям, как и очертания того объекта, от которого она получена, а что может быть названо словом  «смерть», если не дьявол? О котором сказано: и его имя было Смерть [Откр. 6:8][7], а его тенью стал этот народ, потому что в последующем своем нечестии, он явил себя его подобием. И что тогда названо «поток», если не этот огонь, который по приговору Страшного Суда в конечном решении делит избранных и проклятых? О том же говорят и слова Пророка: огненный и быстрый поток проходил пред Ним [Дан. 7:10][8].

48. Но что за народ «в пути» в этом мире, если не те, что спешат за наследством избранных, те, кто хорошо знает, что он имеет свою родную страну в небесном мире, и ожидает, что он там найдет тем более своего, чем больше своего отвергнет в этой жизни? Таким образом, «народ в пути», это  все избранные, которые проходят по этой жизни изгнанниками самих себя, стремясь со всей склонностью сердца достичь их родной страны выше; о которых Павел говорит: и признался, что они странники и пришельцы на земле. Ибо они, которые говорят такие вещи, показывают, что они ищут отечества. [Евр. 11:13-14][9]. Об этих же странниках тот же Апостол упоминает, когда говорит: зная, что, в то время как мы дома в теле, мы идем странниками (паломники [peregrinamur]) от Господа. Ибо мы ходим верою, а не видением. [2 Кор. 5:6-7][10].  Беды этого паломнического состояния он спешил оставить, когда сказал: имею желание разрешиться и быть со Христом [Флп. 1:23][11] и снова: для меня жизнь Христос, и смерть является благом [Флп. 1:21][12], бремя этого паломничества псалмопевец чувствовал всей тяжестью на себе, когда он сказал: Горе мне, что я пребываю у Мосоха, что я живу у шатров Кидарских! Душа моя так долго была поселенцем. [Пс. 119:5-6][13]. Он задыхался от этого и старался выбраться как можно скорее, когда разгорелся небесными устремлениями и сказал: жаждет душа моя к Богу крепкому, живому Богу; когда приду и явлюсь пред лице Божие! [Пс. 41:3][14], но этому желанию чужды те, которые закрепили свое сердце на земных удовольствиях. Ибо, в то время как они любят только то, что видно, безусловно, что невидимые вещи, даже если они считают их существующими, они не любят, в то время как они следуют слишком много за внешним ниже, они становятся плотскими. Таким образом, оба типа людей бегут вместе в этой жизни, но не достигают вместе вечной жизни, потому что камень тьмы и тени смертной потоком делит людей в пути. Как будто он сказал простыми словами: «Те, кого в настоящее время либо неверность делает слепыми, либо жестокость делает черствыми, разделяет огненный поток, что предшествует Вечному Суду: отделяет жестоких от людей избранных, от хороших людей огонь строгого дознания отсекает тех, кого тьма злых привычек делает слепым в своих вожделениях.

49. Возможно, под обозначением «поток», благодатное орошение святой проповедью может быть понято, в соответствии с тем, что сказал Соломон: Глаз, насмехающийся над отцом и презирающий подвиг матери, вороны унесут из потока. [Притч. 30:17][15]. Ибо плохие люди, в то время как они ищут ошибки в решениях Божиих, что делают, если не «насмехаются над их отцом», и еретики всех видов, насмешливо презирающие проповедь Святой Церкви и ее наследие, что они делают, если не «презирают подвиг матери»?  Те, которые вышли из нее, и восстали против нее, о чем Иоанн свидетельствует, говоря: Они вышли от нас, но они не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы без сомнения, продолжили с нами. [1 Ин. 2:19][16]. Но «вороны из потока» приходят, когда истинные проповедники выходят на защиту Святой Церкви от потоков священных книг. Они также справедливо названы «вороны», потому что они никогда не гордятся светом своей праведности, но по благодати смирения признают в себе черноту грехов. Потому же говорится о душах избранных: я черна, но красива [Песн. 1:5][17]. И Иоанн говорит: если мы говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя. Эти же вороны, без сомнения, «уносят глаза» того, кто «насмехается», потому что они преодолевают плохих и коварных людей. Таким образом, по этому свидетельству, здесь также «поток» должен быть понят как проповедь; камень тьмы и тени смертной, поток отделяет от людей в пути, потому что проповедь святых проходит в умы заблудших и обращает к себе благочестивые сердца смиренных. Потому дальше приобщается:
Те, кого забыла нога нищего, и недоступные.

50. Кто другой в этом месте может пониматься под нищим, если не Тот, о Ком говорил Павел: Хотя он был богат, но для вас Он стал бедным [2 Кор. 8:9][18]. «Ногами нищего» были святые проповедники, благодаря которым обратился языческий мир, и через которых Он прошел вокруг всей земли. О которых сказано Пророком: и буду ходить в них. [Лев. 26:12][19]. Разве он не был Его ногой, который, будучи крепко скован в оковах, сказал: для которого я исполняю посольство в узах? [2 Кор. 6:16; Еф. 6:20][20], но те, кто доказал себя как «тень смерти и камень тьмы», забыла нога нищего, потому что в самом начале новорожденной Церкви, в то время как Святые апостолы были наставлены проповедовать Царство Небесное в Иудее, видя, что это бесполезно, они пошли для проповеди среди язычников, как они сами говорят в своих Деяниях: Это было необходимо, чтобы слово Божие, было сначала сказано вам; но как вы отвергаете его, от вас, и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам [Деян. 13:46][21], в отношении чего также сказано псалмопевцем: горы принесены в сердце моря [Пс. 45:4][22]; потому что апостолы, отторгнутые Иудей, были «принесены» тогда в языческий мир. Кто же тогда те с неограниченной твердостью и с незрячим сердцем, которые как «камни тьмы и тени смертной» отделяются от людей святых, идущих в пути,  те, кого забыла нога нищего, то есть, кого проповедники Господа, нищие, как Он Сам был, оставили в набухании их гордости, если не те, кого они полностью забыли, пока они передавали семена своей проповеди, чтобы взрастить плоды язычников? Кого, кроме них, он справедливо называет «недоступными» также потому, что когда они ожесточились в их неверности, они отказались дать животворящим словам доступ к их сердцу. Об этой Иудеи, которая разбухла, таким образом, в жестокосердии, и долго прибывала в нем, и куда она пошла после этого, давайте также послушаем.




[1] Человек полагает предел тьме и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной.
[2] Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света,
[3] Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
[4] Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
[5] Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
[6] Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою, спускаются вглубь, висят и зыблются вдали от людей. 
[7] И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя `смерть'; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
[8] Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.
[9] Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
[10] Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою, а не видением, -
[11] Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
[12] Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение.
[13] Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских. Долго жила душа моя с ненавидящими мир.
[14] Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!
[15] Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!
[16] Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.
[17] Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники,- моего собственного виноградника я не стерегла.
[18] Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
[19] и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом.
[20] Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. (2 Кор. 6:16), для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно. (Еф. 6:20).
[21] Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
[22] Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их.



(Продолжение следует).

26 посетителей, 46 комментариев, 10 ссылок, за 24 часа