2016/03/08 14:26:13

Св. Иов. Миниатюра. Византия.

Оглавление.
О том, что это за перевод здесь.

(Продолжение. Начало: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11)

75. Но кто может быть в неведении, что ни сардоникс, ни сапфир не являются  драгоценными камнями? И в то время как есть множество других действительно драгоценных камней, которые неизмеримо превосходят их и в цене и в редкости, почему сапфир или сардоникс специально называются драгоценными, когда эти камни по сравнению с другими камнями наиболее презренны? Для чего это делается, если не для того, чтобы мы поискали какой-то другой смысл в них, в тех камнях, которые описаны как драгоценные, когда мы знаем, что они вовсе таковыми не являются? Ибо сардоникс несет подобие красной земли, а сапфир имеет внешний вид воздуха. И так сардониксом, из-за сходства с красной землей, обозначаются человеческие существа, а  сапфиром, по сходству с воздухом, обозначаются Ангелы. И сардоникс, камень из красной земли, справедливо обозначает человека; потому что «Адам», который был создан первым, называется в латинском языке «Красная земля». Что же это значит, то, что он сказал, что эту Мудрость нельзя сравнить ни с сардониксом, ни с сапфиром, если не то, что Тот, Кто является «Силой Божией и Премудростью Божией», то есть посредник между Богом и человеком, человек Иисус Христос, превосходит всех таким выдающимся величием, что ни первый человек на земле, ни ангелы на небесах, не могут быть сравнены с Ним. И, потому сказал псалмопевец: Кто в небесах сравнится с Господом? Кто из сыновей Бога [«Сынов Бога» было общим выражением для Ангелов] может уподобиться Господу? [Пс. 88:7][1].


Сардоникс


Сапфир

76. Но не исключено, что под сардониксом подразумеваются Отцы Ветхого Завета, в то время как сапфир обозначает проповедников Нового Завета. Ибо первые, хотя они утверждали выдающуюся праведную жизнь, но поддавались плотскому порождению. Поэтому в то время как ясно, что они делали некоторые вещи по-плотски, они уместно обозначены камнем сардоникс, который, как мы уже говорили, несет появление «красной земли». Но под сапфиром, который имеет эфирный небесный синий цвет, мы соответствующим образом понимаем проповедников Нового Завета, которые, отложив свои желания плотского рода, следовали только вещам небесным. И, следовательно, пророк, видя святых апостолов выше всех желаний плоти в духовном рвении, будучи восхищен, говорит: Кто это летят, как облака? [Ис. 60:8][2]. Как если бы он сказал простыми словами: «Мы идем вместе по пути земли в том, что мы по-прежнему вовлечены в браки и используем акты плоти для воспроизведения потомства; но они не будут ходить на земле, они летят, как облака, те, кто, будучи направлены исключительно на небесное, не касаются ничего, связанного с земными желаниями. Поэтому он говорит, что Премудрость Божию нельзя сравнивать ни с драгоценным камнем сардониксом, ни с сапфиром. Как будто он сказал прямо простыми словами: с Ним, Кто был явлен Человеком среди людей, ни кто-либо из древних отцов, ни кто-либо из проповедников Нового Завета не может сравниться, при этом не только с Его Божеством, но и с Ним в Его Человеческой природе. Потому он еще дополнительно добавляет:
Стих 17. Золото и стекло не может сравниться с ней [Иов. 28:17][3].


77. Кто, услышав эти звуки и восприняв их, сочтет их достойными, чтобы понять их в соответствии с буквой? Ибо «стекло», как мы уже говорили выше, имеет несравнимо гораздо меньшую стоимость, чем «золото», и после того, как было сказано, что «золото» не может быть сравнено с этой мудростью, дальше, как если бы усиливая, приобщается, что и «стекло» тоже не может сравниться с ней. Эта фраза не удовлетворяет нас в ее прямом смысле, и потому однозначно отсылает нас к исследованию тайны аллегории. Ибо мы знаем, что металл золото сияет ярче всех металлов. Но это также и в природе стекла, что хоть оно и не сияет, зато оно пропускает свет и полностью прозрачно с обеих сторон. В любом другом материале все содержимое скрыто от глаз, но в случае стекла, любое вещество, таким, как оно содержится в емкости, показано всем без утайки, и, таким образом, жидкость, даже в закрытом стеклянном сосуде, одновременно открыта. Что же тогда мы понимаем под «золотом и стеклом», если не эту Небесную Страну, то общество святых граждан, чьи сердца взаимно друг с другом одновременно и светят с яркостью, и прозрачно чисты; ту Страну, которую Иоанн в Откровении видел, когда он сказал: и стены его были из яшмы, а город был чистое золото подобен чистому стеклу [Откр. 21:18][4], ибо, поскольку все Святые будут сиять в высшей яркости блаженства, он описывается как построенный из золота.

78. И потому что их яркость сама по себе является взаимно открытой для них в груди друг друга, и когда совесть каждого видна в прозрачном сосуде, это описывается как чистое золото и чистое стекло. Ибо там ум каждого человека, находясь вне телесных границ, не будет скрыт от глаз своих товарищей, и внутренний мир будет виден, и каждый сможет мудро видеть другого, намного яснее, чем сейчас он может разглядеть даже себя. Но сейчас наши сердца, пока мы находимся в этой жизни, потому что они не могут быть видимы другим, заключены не в стеклянных сосудах, но в сосудах глиняных; этой же глины в отношении ума пророк боялся, когда он сказал: вызволи меня из глины, чтобы я, возможно, не увяз быстро [Пс. 68:15][5], это также и то, что Павел называет «земной наш дом», говоря: Ибо мы знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога, дом нерукотворный, вечное в небесах [2 Кор. 5:1][6]. ​​Таким образом, в этом земном доме, так долго, как мы живем, в этом тленном доме плоти, так сказать, мы не проникаем внутрь глазами ума, и скрытые вещи друг в друге мы не можем видеть. Потому, хотя Святая Церковь и желала увидеть ее Жениха в Его Божественности, но не смогла, потому что Его вечное бытие, которое она жаждала созерцать, в Его Человеческой природе, которую Он принял на Себя, Он спрятал от ее глаз, как сказано в Песне Песней: Вот он стоит у нас за стеной [Песн. 2:9][7]. Как будто сказано простым языком: «Я жажду увидеть его уже сейчас в появлении Его Божества, но я все еще закрыт от созерцания Его стеной плоти, что Он определил». Поэтому так долго, как мы живем в этой тленной плоти, мы не видим мысли в сердцах других людей. Потому сказано Павлом: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человека, который в нем? [1 Кор. 2:11][8]. И снова: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и явит замыслы сердец [1 Кор. 4:5][9]. Итак, город, в котором в прозрачных сосудах видны сердца всех, которые в нем живут, и каждое по отдельности и взаимно, описывается как золото и стекло, чтобы золото могло отобразить ​​яркость, а стекло прозрачность.

79. Но хотя все святые в нем сверкают такой замечательной яркостью и видны через такую необычайную прозрачность, все они, которые есть, не могут сравняться с Мудростью. Поэтому он хорошо сказал: Золото и стекло не может сравниться с ней. Ибо все святые были привлечены к тем вечным  наградам, чтобы быть подобны Богу, как написано: когда Он явится, мы будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть [1 Ин. 3:2][10]. И все же написано: Господи, Боже сил! Кто подобен Тебе? [Пс. 88:9][11]. И снова: Кто подобен Богу среди сынов Божиих? [Пс. 88:7][12]. Вот, и как они будут подобны и все же не подобны? Ясно, что подобны по видимости, и не подобны по равенству. Ибо видя вечность Бога, это переносится и на них, что они должны быть вечными, и пока они получают дар созерцать Его, получая Блаженство, они становятся подобны Тому, Кого они созерцают. И те, и те подобны, потому что благословлены; но они не подобны Творцу, потому что они творения. И, таким образом, они оба имеют определенное сходство с Богом, потому что они не имеют конца; и все же они не равны Непостижимому Единому, потому что они постижимы. Поэтому пусть это будет справедливо сказано: Золото и стекло не может сравниться с ней. Ибо как бы ясно и прозрачно не сияли Святые, это одна вещь для человека, чтобы быть мудрым в Боге, и совсем другое дело – для человека быть  Премудростью Божией. И далее приобщается:
не будут обменяна она на золотые сосуды, высокие и переполненные [Иов. 28:17][13].

80. Высокими и заполненными до краев золотыми сосудами были ветхозаветные отцы. Но эта Мудрость Бога, чтобы Она могла искупить нас от плотской жизни, явилась во плоти, и тот, кто не видел эту Мудрость в истинном свете, предполагал, что Посредник между Богом и человеком, Человек Иисус Христос, был одним из пророков, но Христос поднял глаза избранных на Бога, когда они смотрели на Него, но видели человека. Поэтому сказал Он Святым Апостолам: за кого люди почитают меня, за сына человеческого? [Мф. 16:13-17][14]. И когда они вслед отвечали Ему: Некоторые говорят, что Ты Иоанн Креститель; некоторые, что Илия, некоторые, что Иеремия или один из пророков; и тут же им немедленно был задан вопрос касательно их собственного восприятия: Но вы за кого почитаете Меня? И Петр, отвечая непосредственно голосом всей Церкви, говорит: Ты Христос, Сын Бога Живого. Также, мы знаем, что согласно словам Павла: знают Христа, Силу Божию и Премудрость Божию [1 Кор. 1:24][15]. И эту Мудрость Петр отказался обменять на золотые сосуды, высокие и переполненные, потому что он понял о Ней, что действительно Она есть по Своей Природе. Ибо, как уже было сказано, высоким золотым сосудом был Иоанн,  высоким золотым сосудом был и Илия, также и, Иоанн, и Иеремия были им. Теперь тот, кто решит, что Бог был кто-нибудь из них, обменяет на золотой сосуд высокий и переполненный эту Мудрость. Но Церковь не обменивает эту Мудрость на золотые сосуды, высокие и переполненные, потому что она утверждает, что Христос Сын Божий не является одним из пророков, но Он Господь этих пророков. Ибо увидев, что Мудрость Сама пришла к ней, она отказалась держать себя только в этих золотых сосудах, и была готова с уверенностью веры передать себя этой Мудрости. Откуда она говорит в Песне Песней: Стражи, обходящие город, нашли меня, и сказала я: "не видали ли вы того, которого любит душа моя?" Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя [Песн. 3:3-4][16].  Ибо кого мы понимаем под «стражами, обходящими город», если не древних отцов и пророков, которые охраняют голосом святой проповеди наше безопасное поведение? но когда Церковь стремилась к ее Искупителю, она не стала возлагать всю свою надежду на этих проповедников, о которых она говорит: Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя. Ибо Его она не смогла найти, если бы она не пожелала отойти от них. Ибо неверующие оставались с этими стражниками, те, которые считали, что Христос Сын Божий, кто-либо из них. Но голосом веры Петра, Святая Церковь прошла мимо стражей и она презрела поверить в то, что Господь был кем-то из числа пророков. Потому пусть будет сказано: не будет обменяна она на золотые сосуды, высокие и переполненные. Потому избранные, конечно же, чтят жития святых за их высокую возвышенность, и все же не впадают в заблуждение. Ибо те, кого они знают как людей, они не сопоставляют с Богочеловеком. Потому же он также добавил:
Стих 18. И не будут упомянуты в сравнении с ней [Иов. 28:18][17].








[1] Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
[2] Кто это летят, как облака, и как голуби - к голубятням своим?
[3] не равняется с нею золото и кристалл, и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота.
[4] Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.
[5] извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод;
[6] Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
[7] Друг мой похож на серну или на молодого оленя. Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку.
[8] Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
[9] Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
[10] Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
[11] Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.
[12] Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
[13]и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота.
[14] Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
[15] для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
[16] Встретили меня стражи, обходящие город: `не видали ли вы того, которого любит душа моя?' Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей.
[17] А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов.



(Продолжение следует).

49 посетителей, 75 комментариев, 79 ссылок, за 24 часа