2016/03/15 14:10:14

Христос и Иов. Миниатюра из Книги Иова. ХIII век.

Оглавление.
О том, что это за перевод здесь.

(Продолжение. Начало: 1, 2)

[АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ]
Ибо, когда он рассказывает о своих собственных обстоятельствах, он говорит также и о вещах, которые касаются Святой Церкви, и через вещи, которым он сам подвергается, он указывает на то, что Она должна пройти. Но иногда он так смешивает слова своей собственной истории, что они звучат как не имеющие ничего общего с аллегорией, а иногда он так произносит слова свои печали, как будто он говорит только голосом скорбящей Церкви. В последней части своей речи, он обозначает последние времена Церкви, когда ее противники, т.е. плотские люди, или еретики и язычники, которых она сейчас держит в мудрости, поднимаются в необузданной гордости, которую она должна перенести, будучи высмеяна ими. Потому в этой речи также будет сказано далее: Но теперь они, что младше меня летами, смеются надо мной, те, чьих отцов я бы побрезговал поставить с псами стад моих [Иов. 30:1][1], и сам принцип изложения требует от последних слов блаженного Иова обозначить последние дни Святой Церкви, когда преследование растет, и она вынуждена выносить откровенные голоса еретиков, когда эти движения их сердец, которые они теперь прикрывают в глубине своих мыслей, они раскрывают явно в своих высказываниях. В настоящее время, как сказано у Иоанна: дракон заключен в бездне [Откр. 20:3][2], потому что злоба дьявола скрыта от взгляда в их хитрых сердцах. Но, как там сказано, дракон должен быть освобожден из бездны, потому что все, кто теперь скрывается из страха, выльют открыто против Церкви из нечестивых сердец весь яд, который есть, на свет. Ибо теперь ядовитые чувства скрываются из виду под льстивым языком, и недоброжелательность умыслов, как это есть, скрывает себя, как в бездне,  в притворстве. Теперь Господь, как это выражается голосом псалмопевца: собирает воду из моря, как в кожу [Пс. 32:7][3]. Ибо «кожа» означает плотское мышление. Так «воды из моря собираются в кожу», когда горечь лживого ума не вырывается наружу в голосе грешной свободы. Конечно, время придет, когда коварные и плотские будут возвещать против Нее самоуверенным голосом то, что они теперь носят в тайных мыслях. Время придет, когда они нападут на Церковь не только несправедливыми словами, но и жестокими ранениями.
16. Ибо от своих противников Церковь страдает от преследований в двух направлениях, а именно: словами или мечами. Теперь, когда она выносит преследования словами, ее мудрость тренируется, а когда мечами - ее терпение. Уже сейчас гонением словом она ежедневно подвергается в руках еретиков, даже когда еретики сами льстят нам лукавыми языками и с притворным смирением. Но гонению мечами суждено следовать в конце мира, чтобы зерна для хранения в небесных житницах могли быть тем более подлинно очищены от плевел грехов, чем более строго преследуют их бедствия. Тогда все избранные, которые будут захвачены этими скорбями, вспомнят эти времена, когда в настоящее время Церковь обеспечивает мир веры, когда она удерживает склоненными гордые шеи еретиков, и не по своему могуществу, а своей мудростью. Они призовут в памяти нас, проходящих спокойные времена веры, и даже времена переживающих войны народов, которые несмотря на это, все же не доведены до крайности. Таким образом, благословенный Иов отображает тип Святой Церкви, которая потом сталкивается с этими бедствиями, и еще помнит себя в спокойствии, и как я уже говорил, одновременно описывает сведения о себе в прошлом, и говорит сведения о том, что суждено другим в будущем, присоединяя:
Стих 2. Кто даст мне, чтобы я был, как в прежние месяцы? [Иов. 29:2][4].
17. Ибо есть много периодов во времени, когда Святая Церковь сгибается под тяжестью печали. Но она еще будет осаждена такими великими скорбями и такими большими стенаниями, что будет тосковать по этим временам, которые мы проходим сейчас, думая, что это великие скорби. Так пусть она говорит, пусть она говорит голосом блаженного Иова: Кто даст мне, чтобы я был, как в прежние месяцы? Ибо потому, что определенное количество дней именуется «месяцы», что еще означается под названием месяцы, если не собранные души? Дни, в то время как они собираются в месяцы, уходят прочь, также и Святая Церковь, в то время как она собирает души, что ярко сияют светом истины, скрывает их во внутренних глубинах. Иногда также месяц означает совершенство, как тогда, когда пророк говорит: Он должен быть месяц от месяца [Ис. 66:23][5], т.е. совершенство в покое для тех, кто сейчас совершенен в практике. Итак, пусть она вспомнит ее прежнее совершенство, пусть она вспоминает тех, которые проповедью ее собирались вместе, и души, что были Ее заслугой, и, находясь под тяжестью невзгод, пусть Она говорит: Кто даст мне, чтобы я был, как в прежние месяцы? Об этих же месяцах, какими они были, он приобщает, рассказывая снова, и говоря:
Стих 3. Как и в те дни, когда Бог хранил меня, когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы [Иов. 29:2-3][6].
18. Ибо тогда, когда преследования настигают ее, она видит многих отпадающими от нее, которых в настоящее время, как мать, она опекает, как своих малышей в лоне мира, и поддерживает спеленатыми в тихих колыбелях веры, и потом смешивает их с сильными, и  они воспитываются самим спокойствием веры. Но после многим таким суждено пасть, и чтобы ни привело к падению слабых, ум сильных оплакивает то, что это произошло. Ибо любое повреждение слабых откликается состраданием в сердцах сильных, потому говорил Павел: кто слаб, за кого бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого я не воспламенялся? [2 Кор. 11:29][7]. Ибо человек совершенен настолько, насколько он чувствует на себе печали других. Потому Святая Церковь, видя в те времена падение слабых, по праву скажет: как в те дни, когда Бог хранил меня, потому что сама она тогда падает в тех, кого в настоящее время видит внутри себя находящимися в безопасности. И это хорошо сказано: когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы. Ибо то, что под словом «светильник» представлен свет Священного Писания, сам пастырь церкви говорит: и имеем мы также вернейшее слово пророчества: и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, до того дня, как рассвет и утренняя звезда не взойдут в ваших сердцах [2 Петр. 1:19][8]. И псалмопевец говорит: слово Твое есть светильник к моим ногам, и свет на моем пути [Пс. 118:105][9]. Теперь, потому что наша верхняя часть - это ум, разум справедливо обозначен словом «голова». Потому говорит псалмопевец: Ты помазал голову мою елеем [Пс. 22:5][10]. Как будто он сказал простыми словами: «Ты наполнил мою душу благодатью». И вот теперь «светильник светит над головой» Церкви, потому что священные Оракулы просветили тьму наших умов так, что в этом темном месте нынешней жизни, в то время как мы получаем свет слова Божия, мы можем видеть, какие вещи должны быть сделаны. Теперь она «при свете Его в темноте», потому что Святая Вселенская Церковь, хотя и не может проникнуть в тайны чужого ума потому, что, как это есть, в ночи нельзя рассмотреть лицо другого, все же устанавливает шаги хорошей практики, руководствуясь светом Небесного Откровения. И далее продолжается:
Стих 4. Как я был в дни юности моей, когда Бог был тайно в шатре моем [Иов. 29:4][11].

19. Как для отдельного человека, так и для Святой Церкви описан возраст. Ибо она была маленькой, когда, только родившись, она не могла проповедовать Слово Жизни. Потому сказано о ней: Моя сестра мала, и нет у нее сосцов [Песн. 8:8][12], потому что Святая Церковь, прежде чем она усилилась, не могла дать пищу проповеди своим слабым слушателям. Но Церковь называется «взрослой», когда, будучи отдана Слову Божиему, наполненная Святым Духом, она уже может воспитывать проповедью, как детей тех, над увещеванием которых она трудится, кого путем преобразования она растит. Об этом возрасте сказано Господу: Молодые девицы любили Тебя [Песн. 1:2][13]. Ибо все церкви, которые составляют одну Церковь, называют молодыми девицами, не по возрасту греха, но молодые от благодати, и не бесплодные из-за старости, но в том возрасте души, что установлен для духовного плодородия. Потому, когда в последние дни, в которые, как бы ослабленная старостью, она не имеет сил, чтобы породить детей проповедью, она вспоминает о былой плодовитости, говоря: как я был в дни юности моей. Хотя, несмотря на это, все настоящее время и до фактического окончания времен, она действительно несет могучую силу проповеди. Ибо язычников она обратила в полной мере, и всех людей из народа Израиля, что должны быть обращены, она приводит в лоно веры. Так как написано: Пока не войдет вся полнота язычников, и так весь Израиль спасется [Рим. 11:25-26][14]. Но будут дни, в которые она должна появиться на некоторое время угнетенная вниз ее противниками, и тогда она вспоминает эти дни, говоря: Как я был в дни юности моей, когда Бог был тайно в шатре моем.
20. Ибо, что в этом месте называется «шатер», если не жилище ума? Потому что все, что мы делаем, обдумывая, мы поселяем в совет нашего сердца. Но тот, кто молча думает о заповедях Божиих, у того «Бог тайно в шатре его». Ибо он увидел жилище своего сердца, находящимся перед глазами Бога, который сказал: и помышление сердца моего всегда в очах Твоих [Пс. 18:15][15]. Ибо внешние дела открыты для глаз людей, но несравненно более широко и больше внутри все мельчайшие мысли открыты для глаз Бога. Ибо, как сказано: все обнажено и открыто пред очами Его. И часто во внешнем деле мы боимся появляться неупорядоченными перед глазами людей, а во внутренней мысли не боимся Того, Кого, в то время как Он все видит, мы сами не видим. Ибо мы гораздо более заметны для Бога во внутреннем, чем для людей даже во внешнем. И, следовательно, все Святые изучали себя тщательнейшим образом и во внутреннем, и во внешнем со всех сторон, и боялись поступить предосудительно внешне, и нечестиво внутренне перед невидимым зрителем. Потому те существа, которых видели пророки, описаны как «исполненные очей вокруг и внутри» [Иез. 1:18[16], Иез. 10:12[17], Откр. 4:6[18] и Откр. 4:8[19]]. Ибо, тот, кто проявляет себя во внешних обстоятельствах достойно, но не учитывает внутреннее, имеет глаза «вокруг», но не «внутри». Но все святые, потому что они всегда изучают свои внешние дела «вокруг», чтобы они могли предоставить собой хорошие примеры своим братьям, и настороженно отмечают свои внутренние пути, потому что они стремятся быть безупречными и для глаз Внутреннего Судьи, описаны как имеющие глаза как «вокруг», так и «внутри». И чтобы они могли угодить Богу, они стараются сделать совершенным именно свой внутренний мир, как сказано псалмопевцем о Святой Церкви: вся слава ее, дочери царя, есть внутри [Пс. 44:14][20], но потому, что она держит ее внешние вещи также безупречными, добавил он справедливо в отношении ее: Одетая в одежды кованого золота с орнаментом. Ибо она должна быть одновременно красива и внутри, и для других: для совершенства себя – быть славной внутри, а для научения других – славна по внешним примерам поступков. Таким образом, пусть благословенный Иов скажет о себе, да, и пусть скажет от лица Церкви Вселенской: когда Бог был тайно в шатре моем. Ибо для того, чтобы он мог сделать очевидным то, насколько он продвинулся внутренне, он говорит, что «Бог был тайно в шатре его». И чтобы он мог также показать дела праведности, в какой степени он внешне сохранил их, добавляет он:
Стих 5. Когда еще Вседержитель был со мной; и когда мои слуги были вокруг меня [Иов. 29:5][21].
21. Теперь все, кто стоят в радости Божественных заповедей являются Божьими «обителями». Потому, как мы уже говорили выше, говорит Истина от Себя человеку, который сохраняет заповеди Его: Я и Отец Мой придут в обитель его [Ин. 14:23][22]. Напротив, нечестивые, в то время как они не направлены на вещи внутри, они выталкивают себя во внешнее, уходя от мыслей в своих сердцах. Потому сказал им пророк: вернитесь к сердцу внутри, о вы, отступники [Ис. 46:8][23]. И опять: Горе вам, что трудятся тщетно [Мих. 2:1][24], так как в своих действиях они боятся людей, которых они видят телесным взглядом, а Бога, Которого они не видят, они считают, не присутствующим, чтобы видеть их. В укор которым также была вознесена хвала праведному человеку, когда он пренебрег королем Египта, и повиновался заповедям Бога, ибо он сделал это: как бы видя Невидимого [Евр. 11:27][25]. Ибо нечестивого земного правителя он как бы не видел, потому что изгнал его из глаз сердца. Но царя Невидимого он видел, потому что из своего страха он не уклонился от глаз души. Так Святая Церковь погружается в большое несчастие, когда она видит многих по злой мысли  отошедших от Бога, и, безусловно, она видит жилище их ума, когда Бог выходит, оставшимся пустым, и справедливо сокрушается, говоря: когда Бог был тайно в шатре моем. По словам этим, уже сейчас притворщики от религии также должны быть оплаканы, потому что есть те, даже сейчас, кто нацелен не на то, чтобы быть, а на то, чтобы казаться христианами. У них, без сомнения, есть Бог только на публике, а не «в тайне». Но Святая Церковь желает, чтобы Бог прибывал с ней «в тайне», потому что Он милует тех, кто действительно верны, и о которых Он знает, что они держатся в жизни веры, полные любви. Об этом, также ссылаясь и на внешнюю правоту ее действий, говорит он: Когда еще Вседержитель был со мной; и когда мои слуги были вокруг меня. Безусловно, слугами ее те называются, которые объявляют небесные заповеди. Потому говорит Господь через пророка: вот, я и мои слуги, которых Господь дал мне [Ис. 8:18][26]. И снова в Евангелии: слуги [Греческий текст вряд ли подтверждает это[27]], Есть ли у вас какая пища? [Ин. 21:5][28]. И вот теперь «слуги были вокруг нее», потому что во всех народах нашлись те, которые соблюдают заповеди неба, и подчиняются правилам духовной дисциплины. И этих слуг, что очень верно, будет не хватать, чтобы услужить ей, когда нерадивые слуги, которые найдутся, презрят ее духовные наставления.




[1] А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих.
[2] и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
[3] Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах.
[4] о, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня,
[5] Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.
[6]как в те дни, когда Бог хранил меня, когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы;
[7] Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?
[8] И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,
[9] Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей.
[10] Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
[11] как был я во дни молодости моей, когда милость Божия [была] над шатром моим,
[12] Есть у нас сестра, которая еще мала, и сосцов нет у нее; что нам будет делать с сестрою нашею, когда будут свататься за нее?
[13] От благовония мастей твоих имя твое - как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя
[14] Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
[15] Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
[16] А ободья их - высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз.
[17] И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были полны очей, все четыре колеса их.
[18] и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
[19] И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
[20] Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом;
[21] когда еще Вседержитель [был] со мною, и дети мои вокруг меня,
[22] Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
[23] Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу;
[24] Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершают утром на рассвете, потому что есть в руке их сила!
[25] Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
[26] Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе.
[27] Примечание переводчика на английский язык
[28] Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.



(Продолжение следует).

20 посетителей, 99 комментариев, 80 ссылок, за 24 часа