2016/03/18 14:23:39

Иов на гноище; Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в. - православные мастерские «Русская Икона»

Оглавление.
О том, что это за перевод здесь.

(Продолжение. Начало: 1, 2, 3, 4, 5)

И далее следует:

Стих 15, 16. Я был глаз для слепого, и нога я был хромому. Я был отцом для нищих, и тяжбу, которой я не знал, я разбирал внимательно [Иов. 29:15-16][1].

[ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ]

36. В этом месте в уме читателя может возникнуть вопрос, почему благословенный Иов описывает свою собственную добродетель настолько подробно. Ибо это признак святых – скрывать то хорошее, что они, возможно, сделали, ибо иначе они рискуют навлечь на себя гибель самовозвышения. Потому Истина говорит Сама: берегитесь, чтобы не творить милость вашу перед людьми, чтобы они видели [Мф. 6:1][2]. Потому также, дав свет двум слепым, сидевшим у дороги, Он заповедал им, говоря: смотрите, чтобы никто не узнал [Мф. 9:30][3]. И об этих же людях сказано далее, что они «вышли и распространили по всей земле славу Его» [Мф. 9:31][4]. Сейчас это важный вопрос для нашего рассмотрения, что же это значит, что Сам Всевышний, для Которого воля это то же самое, что сила, одновременно желает, чтобы Его чудесное деяние было сохранено в секрете, и, несмотря на это, чтобы теми, кто прозрел, как это было, Его слава была явлена, как бы против Его воли. Это есть не что иное, как то, что Своим поступком Он дал пример всем следующим за Ним, что на самом деле сами в себе они должны желать, чтобы их необыкновенные дары были сокрыты от глаз других, и все же, чтобы другие, возможно, получили пользу от этих даров, они должны становится известными другим против их воли. И в самом деле, скрывая свои достижения, они держат себя в безопасности, но в то время как они становятся явными против их воли, это дает хорошие примеры их ближним. Итак, пусть они будут скрыты в намерении, и обнародованы по необходимости, и пусть сокрытие даров хранит их носителей, но при этом делает их полезными для других. Опять же, потому написано: И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного [Мф. 5:15-16][5]. Есть ситуации, когда святые люди вынуждены делать хорошие вещи на глазах у своих ближних, либо говорить об этих самых делах своим ближним, но только для того, и это касается любой ситуации, чтобы за эти дела не они сами, а их Отец, который на Небесах, был прославлен. Ибо, проповедуя святые вещи «в общем», сама по себе проповедь может сходить на нет из-за того, что личные примеры из жизни проповедника не известны. Таким образом, проповедники вынуждены рассказать свою собственную жизнь, чтобы они могли быть в состоянии изменить жизнь своих слушателей. И они касаются своих собственных поступков из личного опыта, чтобы слова их проповеди могли быть выслушаны с большим благоговением и восприняты с почитанием. Потому он написал: И когда живые существа поднимались от земли, тогда поднимались и колеса [Иез. 1:21][6], потому что это действительно так, что, когда умы слушателей проникаются жизнью тех, кто проповедует, они, конечно, обязательно воздают большую дань и силе проповеди.

37. Следовательно, поэтому хорошие проповедники одновременно избегают почитания в том, что касается их превозношения, и все же хотят быть почитаемыми в том, что касается примера для других. Потому, несомненно, Апостол Павел, говоря к ученикам, одновременно и избегает почитания, и все же, показывает, как сильно он заслуживает того, чтобы быть почитаемым. Ибо, он сказал Фессалоникийцам: Ибо никогда не было у нас ни лестных слов, как вы знаете, ни видов корысти, Бог свидетель! и он добавляет дальше: Ни искали славы ни от одного из вас, ни от других, когда мы, возможно, могли явиться с важностью для вас, как апостолы Христа; Но мы были тихи среди вас. [1 Фес. 2:5-7][7]. Опять же к Коринфянам, избегая почитания, он говорит: Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа, и сами рабы ваши для Иисуса Христа [2 Кор. 4:5][8]. Однако, видя отхождение от пути истинной веры по уговорам ложных проповедников, с большой болью он показывает, насколько он сам достоин того, чтобы быть почитаем, говоря: Притом если кто любой смеет хвалиться (скажу по неразумию,), то смею и я. Они Евреи? Я тоже. Израильтяне? я тоже. Они - семя Авраамово? Я тоже. Служители Христовы? (Я говорю в безумии,) я больше. [2 Кор. 11:21-23][9]. И он также добавляет свидетельство о том, как ему тайны третьего неба были открыты, и как он даже проник в тайны Рая. Видите, как он, избегая почитания, провозглашает себя рабом учеников. Посмотрите, как для исправления его слушателей, он выдвигает примеры своей жизни, как бы требуя почитать его жизнь выше ложных апостолов. Вот, великий учитель выступил так, чтобы показать, что в сравнении с тем, что он сам видел и кто он есть, жизнь и слова проповедующих ложь, ничего не стоит. Поэтому чудесным образом он и проявляет смирение, и стремится для пользы других послужить примером, одновременно и объявляя себя слугой учеников, и доказывая, что он лучше, чем противники. Он показывает ученикам, что он был удостоен смирения, он показывает оппонентам, что он был удостоен возвышения. Он делает явным для противников, какими дарами он был награжден, он делает явным для учеников, насколько смиренным в мысли он остался, несмотря на эти дары. Так святые, когда они вынуждены открывать хорошие вещи, которые они делают, делают это не для своего возвышения, но для полезности другим. Потому, когда его друзья несправедливо бранят его, не зная хорошие вещи в нем, благословенный Иов красноречиво показывает им, чтобы они могли поучиться, и не бранить его, превознося самих себя против его жизни, но удержать свой мир, следуя его примеру. Хотя, как мы уже часто говорили выше, несправедливая брань на него заставляет его вспомнить свои поступки. Для многих среди боли ранения и слова отчаяния, когда он рассказывает то, что он сделал, его ум, угнетенный бранными словами и ранами, как бы восходит заново к надежде. Так пусть говорит он хорошие вещи, которые он сделал, чтобы его не привели в отчаяние все те злые вещи, которые он слышит: Я был глазами слепому и ногами хромому.

38. Когда мы рассматриваем примеры святой практики, мы должны сначала отметить, каков правильный порядок касательно их: ибо сначала должны быть описаны дела праведности, а затем дела милосердия. Ибо только тот человек делает хорошо то, что милосердно, кто сначала постиг, что праведно, ибо только так поток милости, дарованный нашим ближним, будет действительно исходить из источника праведности. Ибо есть много, кто оказывает вроде бы дела милосердия по отношению к ближним, но не отказывается от дела неправды, но если они стремятся действительно оказывать милосердие своим ближним, должны сначала жить справедливо, чтобы явить милосердие к себе самим. Потому это написано: Смилуйся над своей душой, угождая Богу [Еккл. 30:23][10]. Тогда у того, кто выражает милосердие к ближнему, милосердие будет происходить от милосердия к себе. Ибо написано: Возлюби ближнего своего, как самого себя [Мф. 19:19][11]. Как же тогда он может быть милосерден к другому, который по-прежнему живет несправедливо, оставаясь безжалостным к себе? Потому и мудрец сказал: Он, что есть зло для себя, для кого он будет хорош? [Сир. 14:5][12]. Поскольку для творящих милость, чтобы она могла быть истинно оказана нуждающимся, необходимы одновременно двое: человек, который дает, и вещь, которая должна быть дана. Но человек намного более важен, чем вещи. И поэтому он, кто дает некую внешнюю вещь ближнему своему в нужде, но не держит свою собственную жизнь ото зла, дает свое имущество Богу, но себя - греху. Вещь, которую он предложил Творцу, в любом случае, меньше, чем он сам, потому он еще больше вовлекается в нечестие. И потому, очень хорошо сказал благословенный Иов: В правду я облачен, и одели меня, как в одеяние, И мой суд – венец, и только после этого добавил: Я был глазами слепому и ногами хромому. Потому что только тогда в глазах Бога приношение праведно, когда из корня праведности ветви милосердия продолжаются. Ибо первому он подавал руку, а второго нес. И далее он продолжает говорить о том, как сильны недра его милости были, что он вылил на слабых и нуждающихся. Потому он добавил: Я был отцом для нищих.

[АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ]

39. Эти же слова, если мы обратимся к образу Святой Церкви, как уже привычному для нас способу объяснения, мы легко поймем. Ибо она дает «глаза слепому», давая свет Словом, и также «ноги хромому», потому что она остается их поддержкой. Ибо проповедуя, она просвещает слепых, а хромым она помогает, поддерживая их. Ибо «слепым» является тот, кто пока не видит, куда он идет, но «хромым» является тот, кто не имеет силы, чтобы пойти туда, куда он видит. Ибо часто грех совершается либо по незнанию, либо по слабости, так что либо человек не знает, что он должен желать, либо не может сделать все для того, чтобы воплотить желаемое. И правильно сказал псалмопевец: Господь свет мой и спасение мое [Пс. 26:1][13], потому что Господь дарует и знания и силы, одновременно помогая справится с невежеством, Он называется «Свет», и помогая в слабости – «Спасение». Потому также он сказал о нечестивых: да будет путь их темен и скользок [Пс. 34:6][14]; потому, что в темноте они не могут видеть, куда они должны идти, а те, которые, даже если они видели правильный путь, но по причине скользкости, не в состоянии твердо стоять на нем. И поэтому одни из-за скользкости останавливаются посреди хороших вещей, а другие, будучи в темноте, не знают, что такое хорошие вещи, чтобы к ним стремиться. Таким образом, Святая Церковь, будучи захвачена невзгодами в конце, вспоминает старые времена, когда она и просветляла учением и давала устойчивость помощью, и говорит устами святого человека:

Я был глазами слепому и ногами хромому [Иов. 29:15].

40. И в то время как она собрала два народа в себе, а именно иудеев и язычников, под «слепым» языческие народы могут также быть справедливо обозначены, а под «хромым» иудеи. Поскольку языческие народы, как это действительно было, не имели глаз, потому что не получили Закон, и не видели путь, по которому следовало бы идти. Но, с другой стороны, иудейский народ, имеющий глаза, был хромым, потому что Закон в знании он держал, но не был в состоянии ему придерживаться в шагах правых дел. Ибо, если бы язычники не были слепы, пророк не сказал бы: народ, ходящий во тьме, увидел свет великий [Ис. 9:2][15]. Опять же, если бы иудейский народ не хромал в хорошей практике, псалмопевец никогда бы не сказал от имени Господа: чужие дети лгали мне: чужие дети состарилась, они захромали и покинули их пути [Пс. 18:44-45][16]. И, несомненно, он назван хромым народом, потому что иудейский народ не смог сделать звучный шаг в практике, так как не использовал обе ноги, признавая только один Завет, и отвергнув другой. Этому народу, когда Святая Церковь принимает приходящих к ней, уже держа Ветхий Завет, она вводит также Новый Завет, и, направляя шаги его, она как бы добавляет вторую ногу. И о верных людях Святой Церкви дальше добавляется правильно: Я был отцом для нищих, потому что, безусловно, смиренные, которые называются «нищие духом», рождены по ее проповеди. Но это необходимо для нас во всех частностях и деталях взвесить с точностью фактические слова из истории.



[1] Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно.

[2] Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

[3] И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

[4] А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

[5] И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

[6] Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных [был] в колесах.

[7] Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.

[8] Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса,

[9] К стыду говорю, что [на это] у нас недоставало сил. А если кто смеет [хвалиться] чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.

[10] В современных версиях в книге Экклезиаста 12 глав. Может Сир. 30:22: Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; ??????

[11] почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

[12] Кто зол для себя, для кого будет добр? И не будет он иметь радости от имения своего.

[13] Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?

[14] да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,

[15] Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

[16] Не нашла цитату.




(Продолжение следует).

90 посетителей, 74 комментария, 14 ссылок, за 24 часа