2016/03/20 15:52:43
Если смотреть на предысторию вопроса, то Франко-прусская война № 1 1870--1871 годов и разгромное поражение Франции, обидка Бисмарка на Россию, не позволившую учинить Франко-прусскую войну № 2 в 1875 году с заранее предрешённым результатом, и ответ Бисмарка на Берлинском конгрессе, где Германия поддержала Австро-Венгрию, австро-германский договор 1879 года, оформление в 1882 году Тройственного союза с примкнувшей к Германии и Австро-Венгрии Италией, таможенные войны России и Германии, попытка сбить накал страстей в виде "Союза трёх императоров" и развал этого союза, ещё одна война Бисмарка против Франции в 1887 году, которой не дал начаться Александр III, -- вот основные этапы, которые неизбежно толкали на сближение Францию и Россию, а в конце концов привели к кошмару коалиций и ситуации, когда "войны никто не хотел, война была неизбежна". 43 года в Европе по большому счёту был мир, но конфликт подспудно не просто тлел -- всякое действие любой из держав воспринималось противниками как желание заполучить решающее превосходство и, соответственно, требовало адекватного, в меру понимания, противодействия. Давление росло, кризис следовал за кризисом, и в итоге рвануло так, что весь мир золотого века оказался погребённым под обломками.

Для недопускавших и мысли о подобном итоге современников всё это оставалось в ещё далёкой и неясной перспективе, и когда 11 июля 1891 года на Кронштадтский рейд прибыла французская эскадра под командованием вице-адмирала Жерве, она встретила радушный приём. Император Александр III спустя два дня посетил эскадру и приветствовал французских моряков. Идея дальнего плавания французской Эскадры Севера появилась в августе 1890 года, в марте следующего года все вопросы, связанные с этим предприятием, были решены, и 19 июня по новому стилю эскадра в составе броненосцев "Марсо", "Маренго", броненосцев береговой обороны "Рекэн", "Фюрьо", крейсера "Сюркуф" и торпедного авизо с миноносцем вышла в море. Прежде чем добраться до Кронштадта, французская эскадра посетила Берген, Копенгаген и Стокгольм, но главная цель предприятия всё же находилась в России, и визит этот прошёл с несомненным успехом -- как писал адмирал Жерве, "выражение симпатий к Франции превзошло самые оптимистичные ожидания". 24 июля (5 августа) французская эскадра перешла из Кронштадта в Бьёркэ, а ещё через три дня, закончив приём угля и все работы по подготовке к обратному переходу, покинула российские воды, отправившись сначала в Кристиансанд, а затем к берегам Британии. Пока же в Кронштадте и Петербурге проходили торжественные мероприятия в честь французских моряков, дипломаты обеих стран вели свою работу.

В августе 1891 года Россия и Франция договорились о консультациях по политическим вопросам в случае возникновения угрозы и о разработке мер, которые необходимо будет предприянть каждому из правительств. Через год, в августе 1892 года была согласована военная конвенция, по которой в случае нападения Германии или Италии на Францию Россия вступала в войну против Германии, а в случае нападения Германии или Австро-Венгрии на Россию, соответственно, в войну с Германией вступала Франция. Целью этой конвенции было заставить Германию сражаться на два фронта, Франция обязалась выставить армию в 1,3 млн. человек, Россия -- от 700 до 800 тыс. Окончательно утверждена эта конвенция была в декабре 1893 года, ну а несколько раньше состоялся ответный визит русской эскадры в Тулон.

Французские пейзажи, виды французских портов, корабли российского флота в портах Франции, будь то в ходе дальних плаваний или в постройке -- эти сюжеты не являются редкостью, и тому есть своё объяснение: причисленный к Главному морскому штабу, ведущий русский художник-маринист Алексей Петрович Боголюбов уже долгое время проживал во Франции, имел в Париже свою мастерскую, стоял у истоков основания общества взаимопомощи русских художников в Париже и русского художественного кружка. В 1887 году к А. П. Боголюбову в Париж был командирован Николай Николаевич Гриценко, инженер-механик флота и с 1885 года вольно-посещающий ученик Императорской академии художеств, занимавшийся у профессора Л. Ф. Лагорио. Там же в Париже с ними встретился молодой художник Михаил Степанович Ткаченко и под влиянием новых знакомых увлёкся картинами с морскими видами. Все эти обстоятельства в дальнейшем сыграют свою роль, ну а пока несколько картин названных авторов того периода.

01-Bogolyubov_A_P.jpg

Боголюбов А. П. Тулон. 1880.

Насколько смог рассмотреть, вроде бы эта картина находится в экспозиции Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева.



02-Bogolyubov_A_P.jpg

Боголюбов А. П. Гавань в Гавре. 1880-е -- 1890-е гг. ЦВММ.

03-Bogolyubov_A_P.jpg

Боголюбов А. П. Клипер "Разбойник" в Гавре. 1887. ЦВММ.

Клипер "Разбойник" был построен на Невском заводе в Петербурге и относился к достаточно большой серии из 8 несколько отличающихся кораблей. В строй вошёл в 1879 году и затем участвовал во многих дальних плаваниях.

04-Bogolyubov_A_P.jpg

Боголюбов А. П. Спуск на воду.

На самом деле на картине не спуск на воду, а завершение достройки на верфи Луарского общества заводов и верфей в Сен-Назере крейсера I ранга "Адмирал Корнилов". Над кораблём развевается андреевский флаг, а первый подъём флага был произведен 8 августа 1888 года. В сентябре-октябре крейсер проводил ходовые испытания и 15 октября был принят в казну. Флот пополнился весьма современным кораблём, продолжавшим линию развития французских крейсеров "Сфакс" и "Амираль Сесиль", это был первый бронепалубный крейсер российского флота с броневой палубой по всей длине корабля, на нём впервые в отечественном флоте были применены паровые машины тройного расширения и вспомогательные водотрубные котлы Бельвиля, корабль нёс мощное и хорошо сбалансированное вооружение. Загвоздка оказалась в том, что Морское ведомство, получив этот корабль, очень долго не могло найти ему применение -- не вписывался он в принятую тогда концепцию истребителя торговли. Но этот корабль вполне определённо можно считать предшественником 6000-тонных бронепалубных крейсеров-разведчиков при эскадре, к созданию которых приступили десять лет спустя.

05-Gritsenko_N_N.jpg

Гриценко Н. Н. Крейсер I ранга "Адмирал Корнилов" во время постройки в Сен-Назере, в Бретани. 1889. Государственная Третьяковская галерея.

Но вернёмся от тактико-технических характеристик крейсеров на уровень высокой стратегии. Ответному визиту русской эскадры во Францию придавалось большое значение: кроме целей и задач большой политики, сближение России и Франции, располагавшей военно-морскими базами в Африке и Юго-Восточно Азии, укрепляло положение русских морских сил на Тихом океане, облегчая трудности длительных переходов с Балтики на Дальний Восток.

И вот 1 (13) октября на рейд Тулона вошла русская эскадра в составе броненосца "Император Николай I" под флагом командующего Средиземноморской эскадры контр-адмирала Ф. К. Авелана, крейсеров "Память Азова", "Адмирал Нахимов", "Рында" и канонерской лодки "Терец". Французскую публику охватил такой всеобщий восторг, что никакие события и обстоятельства не могли омрачить торжественный приём и праздничные гуляния, продолжавшиеся несколько дней. На русской эскадре находился Леонид Демьянович Блинов, один из художников, причисленных к Морскому ведомству. На своём полотне он запечатлил момент, когда русская эскадра проходит сквозь строй кораблей французского флота. В 1898 году картина была выкуплена императором Николаем II и передана Русскому музею, где находится и поныне.

06-Blinov_L_D.jpg

Блинов Л. Д. "Вход русской эскадры на Тулонский рейд". 1895. Русский музей.

Посмотрим на картину крупнее.  Вот движется малым ходом кильватерная колонна кораблей русской эскадры: головным броненосец "Император Николай I" под адмиральским флагом на фок-мачте, дальше за ним характерный трёхтрубный силуэт крейсера "Память Азова", широкий и мощный "Адмирал Нахимов", за ним -- крейсер "Рында".

06-frag1.jpg

Правее виден корабль, который невозможно перепутать, -- броненосец "Ош", известный под прозвищем "Гранд-Отель" за невообразимого размера надстройки, флагман дивизии контр-адмирала Ле Буржуа, состоявшей из трёх новейших на то время броненосцев Франции.

06-frag2.jpg

По другую сторону колонны русских кораблей броненосцы всё той же дивизии Ле Буржуа -- "Марсо" и дальше за ним, похоже, "Нептюн". Все три французских броненосца на время визита взяли своеобразное шефство над русскими кораблями: "Нептюн" -- над "Императором Николаем I", а "Ош" и "Марсо" -- над "Адмиралом Нахимовым" и старались превзойти друг друга по части гостепреимства и различных увеселений и торжеств. На "Оше", к примеру, был устроен завтрак для 300 русских и 300 французских моряков.

06-frag3.jpg

Кроме полотна, оказавшегося в итоге в Русском музее, Леонид Демьянович Блинов посвятил этой теме ещё одну картину, "Российская эскадра в Тулоне", которая ныне находится в музее Старого Тулона.

Ответственная задача запечатлеть прибытие русской эскадры выпала на долю Алексея петровича Боголюбова, ему досталась роль официального художника в ходе этого визита, для чего он отправился в Тулон, а сопровождали его уже известные нам Николай Гриценко и Михаил Ткаченко. Почти весь октябрь 1893 года А. П. Боголюбов провёл в Тулоне, работал над этюдами, делал зарисовки.

Одна из картин Боголюбова под названием "Российская эскадра в Тулоне", написанная в 1893 году, два года спустя в память о торжествах была подарена Николаем II парижскому военному клубу. Ещё одна одноимённая работа пополнила коллекцию Центрального военно-морского музея в Петербурге, на ней своим светлым силуэтом в обычной для службы в тёплых морях окраске выделяется канонерская лодка "Терец" Черноморского флота, а дальше за ней виднеется тёмная громада только что пришедшего в Средиземное море из дальнего плавания в Северную Америку броненосца "Император Николай I".

07-Bogolyubov_A_P.jpg

Боголюбов А. П. "Российская эскадра в Тулоне". 1893. ЦВММ.

При создании каталога живописных произведений, посвящённых теме франко-русского союза [8], авторы этого труда указали, что эскиз ещё одной картины "Тулон, 1/13 октября 1893 года" ныне хранится в художественном музее им. А. Н. Радищева в Саратове -- А. П. Боголюбов стоял у основания художественного училища и музея в Саратове и завещал этому музею свои произведения. На мой вопрос, адресованный в саратовский художественный музей, получил любезное разъяснение, что действительно в собрании музея имеется небольшой этюд кисти А. П. Боголюбова, написанный во время визита русской эскадры в Тулон. Большую же картину, изображение которой приведено ниже, художник в конце 1893 года подарил военно-морскому музею в Петербурге. Осталось узнать, сохранилась ли она в ЦВММ.

08-Bogolyubov_A_P.jpg

Боголюбов А. П. "Тулон, 1/13 октября 1893 года". 1893.

Чтобы представить, с какой точностью на картинах воспроизведено даже взаимное расположение кораблей, достаточно взглянуть на фотографию тех лет (фото с сайта TSUSHIMA.SU).

09-foto.jpg

Тот же ракурс, что и на картинах А. П. Боголюбова. В светлой тропической окраске канонерская лодка "Терец", за ней виден броненосец "Император Николай I" и чуть правее -- броненосный крейсер "Адмирал Нахимов".

Картина Михаила Ткаченко "Российская эскадра в Тулоне в 1893 году" спустя два года была подарена императором Николаем II городу Тулону, но в настоящее время её след затерялся -- местонахождение картины неизвестно, после Второй мировой войны в музейных каталогах она не значится.

Больше повезло работе Николая Гриценко "Российская эскадра в Тулоне", написанной в том же 1893 году -- она была подарена российским императором городу Марселю и в сейчас находится в марсельском Музее изящных искусств. Эскиз к этой картине в 1922 году был передан женой художника в Центральный военно-морской музей.

10-Gritsenko_N_N.jpg

Гриценко Н. Н. "Русская эскадра в Тулоне в 1893 году". 1893. ЦВММ.

При попытке каталогизировать работы французских авторов в статье Франсуа Робиншона и Татьяны Моженок [8] только перечень посвящённых визиту русской эскадры картин занимает пару страниц, но из самих картин пока что удалось обнаружить только работу Поля Жобера, выполненную с совершенно иного ракурса по сравнению с картинами русских художников и запечатлевшую броненосный крейсер "Адмирал Нахимов".

11-Joubert_P.jpg

Поль Жобер. "Прибытие русской эскадры в Тулон 13 октября 1893". Холст, масло. Музеи Версаля.

5 (17) октября 1893 года делегация русской эскадры во главе с адмиралом Авеланом прибыла в Париж, где торжества продолжились. Это событие также нашло своё живописное отражение -- заказ на картину, запечатлевшую бы торжества в Париже по случаю прибытия русских моряков, сделал великий князь и генерал-адмирал российского флота Алексей Александрович, а исполнить эту работу должен был проживавший тогда в Париже русский художник Лев Самойлович Бакст. Что он и сделал, показав проезд адмирала Авелана в бушующем вполне искренними дружественными чувствами море толпы жителей Парижа на площади Республики.

12-Bakst_L_S.jpg

Бакст Л. С. "Встреча адмирала Ф. К. Авелана в Париже 5 октября 1893 года". 1900. Также приводится название "Карнавал на парижских улицах по случаю прибытия российских моряков 5 октября 1893 года". ЦВММ.

Над картиной автор работал долго, впервые великому князю она была представлена в 1897 году, а три года спустя она украсила парадную летницу Военно-морского музея, находившегося тогда в здании Адмиралтейства. После переезда музея в 1940 году в здание биржи картина оказалась в запасниках ЦВММ, где и пребывала всё время, и только в феврале сего года появилась среди экспонатов выставки "Лев Бакст. 1866--1924" в Русском музее.

Делегация русской эскадры продолжала участвовать в торжествах, обменивалась подарками с представителями французских властей и городов, побывала в Версале, после чего покинула Париж и 13 (25) октября прибыла в Лион, а на следующий день -- в Марсель. Тем временем тысячи французов смогли посетить стоявшие в Тулоне русские корабли. А 16 (28) октября русская эскадра, исполнив свою дипломатическую миссию, покинула Тулон. Дальнейший курс был проложен на восток -- эскадра пересекла Средизмное море, провела около двух месяцев в водах дружественной Греции, выполнив заходы в Аяччио, Пирей и на Корфу, после чего часть кораблей во главе с броненосцем "Император Николай I" образовала постоянную Средиземноморскую эскадру, командование над которой вскоре принял контр-адмирал С. О. Макаров, а часть отправилась на Дальний Восток -- так, броненосный крейсер "Адмирал Нахимов" в январе 1894 года прошёл Суэцкий канал и после заходов в Аден и Коломбо 23 марта прибыл в Нагасаки.

Источники и литература:
1. Документы по заключению франко-русского союза (1891--1893 гг.). URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/francrus.htm
2. Троицкий Н. А. Россия в XIX веке: Курс лекций. URL: http://scepsis.net/librar y/id_1421.html
3. Спуск на воду. Альбом картин Алексея Петровича Боголюбова. URL: http://public.fotki.com/Vakin/aa7ae/1100-1900-/4i3c8/c736.html
4. Яровой В. В. Крейсер "Адмирал Корнилов". // "Морская кампания". 2007. № 10.
5. Губер К. П., Рассол И. Р. Леонид Блинов -- художник морского ведомства. // "Военно-исторический журнал". 2013. № 10. URL: http://history.milportal.ru/2013/1 0/xudozhnik-morskogo-vedomstva/
6. Каталог "Сотбис". URL: http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2012/im portant-russian-art-l12111/lot.10.html
7. Биография Алексея Петровича Боголюбова. "Моряк-художник". URL: http://www.cen tre.smr.ru/win/artists/bogol/biogr_bogol.htm
8. Робишон Ф., Моженок Т. Франко-российский альянс во французской и русской живописи. // "Пинакотека". 2001. No 1-2. URL: http://www.rulit.me/books/pinakoteka-2 001-01-02-read-221848-68.html
7. TSUSHIMA.SU. Фотографии эскадренного броненосца "Император Николай I". URL: http://h ttp://tsushima.su/RU/shipsru/shipsrussiaru/shipsrussiabronru/shipsrussiabronebrr u/nikola1ru/nikila1photoru/
8. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева. URL: http://radmuseumart.ru/
9. БАКСТ! URL: http://vasik-catn.livejournal.com/281538.html
10. Сулига С. В. Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов". // "Морская коллекция". 1995. № 2.
11. Якимович Д. Б. Плавучие "Гранд-Отели". Часть 2. // "Морская коллекция". 2011. № 11.

З.Ы. Вот к чему может привести всего один комментарий. Продолжение, надеюсь, будет.

46 посетителей, 21 комментарий, 44 ссылки, за 24 часа