2016/05/01 15:11:50

  Оказывается, в камере сгорания двигателя постоянно присутствует настоящий диагностический зонд и несгораемая лакмусовая бумага... При определенных условиях, это позволяет исчерпывающе диагностировать состояние мотора. Речь сегодня пойдет о свече зажигания, но чисто в диагностическом аспекте.

Не существует, однако, сколько-нибудь толкового описания этого метода диагностики, не говоря уже о стандартизации подхода. Повезло ему ничуть не больше, чем "капельной пробе",
про которую лучше вообще не знать ничего, чем знать то, что про нее пишут специалисты...

Ранее читавшим подробнейший разбор этой методики, вероятно, даже казалось, что перед ними лишь форменная случайность, которая возникает в случае, когда крупицы достоверной информации растворяются в большом количестве желающих о ней поговорить.

Сегодня мы рассмотрим Случайность вторую.

Сначала предоставим слово тем, кто свечи зажигания производит и, вероятно, должен знать про их состояние все (или почти все):



Подобные плакаты (с расшифровкой) часто висят в магазинах запчастей и на "тренингах" у дилеров.


Желающие изучить это бесценное знание авторитетного первоисточника - просто откройте эту картинку в полном размере. Если получилось разобраться, то вот вам не менее ценное наглядное пособие по истории автомобильной техники - также увлечет своей познавательностью :


Отмечу, кстати, что мировые конкуренты BOSCH подобные "научные пособия" почему-то не выпускают. Любопытно было бы сопоставить глубину научной мысли.

Итак, продолжаем экскурс, остановимся на подробностях от того же автора - вот как комментирует состояние свечей официальный источник:



Такое состояние почти все автомобилисты опознают как "богатая смесь". Именно "богатая" - топливо здесь сгорает не полностью, откладывая сажевый осадок на изоляторе и боковом электроде. Подобные свечи можно получить также и при некорректном режиме эксплуатации автомобиля - частые короткие поездки, когда смесь все еще остается "прогревочной" - пересыщение топливом до 3-4 крат от нормы (стехиометрии). Характерна попытка автора притянуть за уши все сопутствующие заболевания: "забитость воздушного фильтра", "некорректно подобранное калильное число", неправильную (долговременно, стоит думать) топливно-воздушную смесь. Логика вида "плохо ест, потому что рот забывает открывать" усматривается и во многих последующих примерах - мы только начали и это еще одно из самых безобидных объяснений.



Наличие желтоватого оттенка (следов применения ТЭС в топливе) объясняется высокой нагрузкой(?) на мотор и "неправильным" топливом. Редкость выдающаяся, тем более - на свечах новой конструкции - как на фото слева. Лабораторный фотошоп, одним словом.



Заявка на победу!

Залитая насквозь маслом свеча объяснена... повышенным уровнем масла в картере! Такой высокий, видать, что до цилиндра доплескался. Также интересно и объяснение про износ клапанных втулок - по мнению автора, там не иначе как форсунка стоит масляная, которую до сих пор этой втулкой затыкали... Уважаемые читатели, если вы видите свечу в таком состоянии, то она просто не искрообразует, скорее всего. Это удивительный факт, но правда. Очень тяжело искре масляную пленку пробивать. Но даже если вы достали такую свечу из нормально (не трясется, в смысле) работающего двигателя, то "диагностировать" причину уже просто не нужно - ищите деньги на капитальный ремонт двигателя, не надейтесь даже, что вам "перелили масло".


То были искры, а теперь - огонь! И знаете ли вы, в чем причина этой золы (ну вы-то, может, и знаете, но все же)? По мнению специалистов, она исчерпывающа - "неправильное масло". Ни больше, ни меньше! Объяснение настолько потрясающее, что меркнет даже "плохой бензин": раньше было только одно объяснение, а теперь-то - совсем другое дело. Можно смело говорить - наследники Роберта Боша утверждали: это масло плохое. Для современного любопытствующего автомобилиста неожиданно проканывают нормы палитры эпитетов начальной школы - "масло какое?" - "плохое (неправильное)". А какое надо было? - Хорошее" (правильное, рекомендованное). Потрясающе.


Эту картинку из свечной кунцкамеры я привел только для того, чтобы другой десяток свечных уродств не выискивать. Если вы видите любые нарушения нормальной геометрии свечи (разрушение), то единственный выход - ремонт двигателя. Подобные кровь-кишки олицетворяют как раз то состояние, когда пить "Боржоми" и что-то "диагностировать" уже поздно. В современном двигателестроении разрушение свечи - экзотика, причиной которой является ремотное и предремонтное детонационное уничтожение всего живого в камере сгорания. Обращу внимание еще раз, что "диагностировать" механические повреждения как состояние двигателя бессмысленно - оно только одно - это без вариантов капитальный ремонт мотора. Не нужно обнадеживаться, что сейчас свечку поменяете и дальше поедем...

Дальше начинается самое интересное: былинные пересказы и самочинные фантазии русскоязычных авторов. Я не стремлюсь объять их необъятную фантазию, но все же любопытно, как трактуют вышеприведенные состояния наши соотечественники. Ясно как: из двух зол выбирают обе. Иной раз даже спорят с иностранцами: масло говоришь, "wrong"?

При очередных профилактических работах вы заметили белый нагар на свечах зажигания, тогда необходимо знать, что ваш автомобиль «заболел».
Белый нагар на свечах зажигания или иного цвета, не важно, мы знаем, что это проблемы с топливной системой.


Ярославль оппонирует:

4) Отложения на свечи зажигания. Данный вид неисправности свечи зажигания является следствие некачественного бензина, меняем заправку, помним, что раз отложения есть на свече, значит они есть еще где — то, т.е. и на других элементах двигателя. Выход из данной ситуации  -это чистка свечи зажигания и смена заправки.

Дескать, то не "топливная система", а бензин плохой. Заправку меняй, дурень...

Но не все так плохо! Бывает даже хорошо! Вот, например, нечто, что затрудняюсь классифицировать в любой форме: здесь очень много хорошего, очень хорошего и даже отличного и даже отчаянно превосходного! А если и есть что-то "плохое", то все равно хорошее! Невольно задумаешься - по свечам из данной выборки топливные карты что ли настраивали? Пора, вероятно, Минздраву вводить перевернутые нормы типа "здоров", "очень здоров", "ну и здоров же!": молча любуемся, больше нечего добавить.




Смотрим на не менее странную классификацию:


Автор, вероятно, хотел как лучше. Получилось, скажем так, путанно. Но если сумели разобраться - пользуйтесь.


А вот здесь любопытно даже, чем "механическое разрушение" отличается от "позднего зажигания" и "детонации", что удостоились аж трех различных категорий?! Снова запомните как выглядит "накопление отложений присадок топлива", в копилку к уже двум аналогичным состояниям, рассмотренным выше.


Знаете, вот на этой картинке все вроде бы правильно и логично. И все только лишь потому, что внятно указаны два четких состояния: "плохо" и "хорошо". Лишние слова с разобъяснялками отсутствуют и картины не портят. Даже не знаю, стоило ли крестики ставить, или вы бы сами догадались по внешнему виду? Одна беда только: свечей из абсолютно исправного двигателя на этой иллюстрации нет. А "исправная" свеча от свечи в центре иллюстрации ничем качественно не отличается.


Cпросим у автора очередного исследования свечей пояснений, чем же качественно различаются состояния 1 и 4?! Немало удивимся столь странному диагнозу, как "окисление". Очень любопытно: чем и чего? Немногими строками выше, такое состояние (номер 6) уверенно описывали плохим качеством масла, топлива и топливной системы. А здесь какое-то неведомое окисление? Сгорание топлива само по себе "окисление", в прямом понимании этого слова. Свеча тоже пыталась сгореть?!

Подобной информации в сети немало, продолжать можно еще долго. Почти каждый подобный плакат пугает с порога, демонстрируя совершеннейшую экзотику, которую нормальный владелец никогда не повстречает в практике, проходя мимо крайне важных и говорящих о состоянии двигателя состояний. Кроме того, реально востребованные иллюстрации уравниваются в правах наглядности со страшилками, что нивелирует смысл и опасность настоящего "врага" двигателя. В результате, получается очередная иллюстрированная бессмыслица:


Почему так происходит?

Ответ довольно прост.

История двигателестроения поделена на два неравных этапа: длительный отрезок довоенной и послевоенной техники с экстенсивныйм (количественным) развитием - экслуатационные характеристики двигателей нарастают только лишь металлом и качественно не меняются годами - никому не нужен (не выгоден) прогресс. В 80-х же начинается постепенный переход на микропроцессорное управление, бурная борьба за экономику и экологию. Первопричина уже была здесь озвучена и разобрана - это Нефтяной кризис. Моторы после него стремительно становятся "умными" и "точными". Микропроцессорный впрыск почти мгновенно вытесняет архаичный карбюратор. Борьба идет буквально за микролитры топлива. Технологии делают резкий качественный скачок - мотор условных 80-х и относительно современный различаются как Вагнер и Ваенга. Общего у них - только лишь принцип и базовые конструктивные решения.

Кардинальные технологические затронули систему питания и ГРМ. С точки зрения монотонности и контролируемости процессов сгорания, это огромный прорыв - в цилиндр прецизионно подают только то, что там нужно, ровно столько, сколько нужно и ровно в тот момент, когда нужно. Фазы сгорания контролируются практически идеально на всем протяжении рабочих оборотов. В общем - с таким тотальным контролем и технологичностью, старым двигателям сталкиваться не приходилось даже близко.

А ведь именно для них, в отсутствие средств современного контроля и диагностирования двигателя, была изобретена довольно грубая прикладная полевая методика "диагностики по свечам". Аналогия с "капельной пробой" очевидная.

Актуальность вышерассмотренных "диагностик по свече" напоминает применение багажа знаний фонарщика XIX века для диагностики и ремонта блока розжига ксеноновых фар.

Любопытно даже, что будет делать современный автовладелец, изъявший из мотора механически поврежденную свечу, если обнаружит в табличке рекомендацию "регулировать угол зажигания", или "искровой зазор"?! Как можно взять свечи "погорячее", если сейчас в каждый конкретный мотор идет только конкретная модель свечи? Ну и так далее - с момента, когда начинаешь вдумываться в конкретные рекомендации, абсурд ситуации лишь усиливается.

Итак, в виду вышеизложенного, произведем вынужденное отсечение архаизмов: 99% вышеприведенных состояний свечей и рекомендаций по их устранению безнадежно устарели и являются, что называется, давно и неправдой.

Хуже того - заметная часть рекомендаций из вышеприведенных таблиц попросту невозможна в рамках современной программы обслуживания: рекомендации "очистить", "отрегулировать зазор", установить свечу "погорячее", "отрегулировать угол зажигания" и проч., это лишь далекое эхо технологически несовершенного прошлого. Даже несмотря на теоретическую возможность заняться нечто подобным для современного мотора (очистить, установить "нестандартную" свечу, отогнуть боковой электрод и даже "чипануть" топливные карты и карты углов зажигания) у этих советов есть главное свойство - с точки зрения ремонта и ресурса, они бесполензны и лишены смысла.

Перечисляю конкретные критерии, которые уничтожают смысловую нагрузку подобной диагностики для современных двигателей:

1.Исключительно точное управление смесеобразованием и замкнутый контроль смесеобразования;
2.Точное управление фазами газораспределения;
3.Применение современного топлива (застандартизированного до крайности, привязанного к современной технологии получения);
4.Наличие встроенного контроля за работой всех систем двигателя - исключает непреднамеренную эксплуатацию неисправного двигателя;
5.Все рабочие параметры двигателя заданы электронным способом и строго контролируются им же.
6.Широкое применение технологических новшеств оптимизации и продления стабильности процессов сгорания во времени, таких, например, как гидрокомпенсаторы.

и некоторые другие меры...

В сравнительном контексте, все классические двигатели имеют лишь ту или иную степень неисправности (разрегулированности), которую, разумеется, было сравнительно удобно и диагностировать при периодической замене свечей. Свечи были без современного тугоплавкого электрода и менялись буквально на каждом ТО - удобство, периодичность контроля и своевременность возможного вмешательства были оптимальны. Тут уместно было и "зазор поправить", "свечки погорячее подобрать" и даже углы зажигания поточнее выставить.

Все "наглядные пособия" на фото, в лучшем случае, относятся к периоду до 2005 года - времени, когда началось массовое применение свечей с тугоплавкими электродами. На фото же сплошь ископаемые динозавры. И все выводы опираются в большинстве своем на экслуатационные основы 60-х годов, что отлично видно по сути раздаваемых рекомендаций: подогнуть электрод, установить свечи "погорячее" и проч.

Итак, резюмируем: 99% "наглядной свечной диагностики" для современного двигателя бесполезно. Причин тому - масса и даже части их достаточно, чтобы такие плакаты с современных мастерских содрать и больше никогда их там не развешивать.

Но что же делать владельцу современного автомобиля, в полностью контролируемом электроникой двигателе которого "нет ошибок", который заправляет автомобиль современным "высоким октаном" 95-98 и использует свечи с тугоплавким электродом? Может ли ему помочь бесплатная и удобная "диагностика по свечам"? О чем может предупредить и от чего уберечь? Что может сказать о здоровье двигателя "в полевых условиях"?

Обо всем этом вы прочтете в продолжении, в самое ближайшее время...
87 посетителей, 81 комментарий, 29 ссылок, за 24 часа