2012/03/05 23:22:40
Неделю назад журнал «Time» вышел, как это часто случается, с двумя вариантами обложек: для внутреннего американского читателя и для читателей остального мира. Региональные издания вынесли на обложку «заголовок-приговор» про президентсткие выборы в России: «Russia's incredible shrinking prime-minister». Редакторы журнала справедливо посчитали, что именно «российская обложка» привлечет внимание более чем 6 млрд. землян. А вот для оставшихся и, прежде всего, населяющих США, они сочли важным другое. Именно то, кому их испаноязычные сограждане отдадут свои голоса на предстоящих президентских выборах.

Не впервой наблюдать, как американские СМИ по-разному понимают «горячие» темы для внешнего и внутреннего пользования. В чем причина этого? Не знаю. Может быть таким образом нас пытаются вести по ложному следу, в сторону от реальных угроз для мира? В данном случае именно этот вопрос приходит в голову. Учитывая ту политическую, экономическую и военную роль, которые играют и стремятся играть США в мире, стоит признать, что этнические, социальные и демографические сдвиги в этой супер-державе имеют для всех нас, неамериканцев, очень важное значение, так как таят в себе серьезные угрозы для будущей глобальной стабильности.

Не преувеличиваю ли я? Судите сами.

Некогда в американском расово-этническом жаргоне появилась абревиатура WASP – «Белый англо-саксонский протестант» ( White Anglo-Saxon Protestant). Действительно, изначально основу населения американских колоний составляли англоязычные протестанты, пуритане. Правда, не меньший приток образовывали и выходцы из Германии, но тоже белые и тоже протестанты (лютеране). В конце 18 века WASPы насчитывали до 45-48%% в общем населении США, а выходцы из Германии (второй по величине этнической группы) – порядка 7%. Сейчас численность американских немцев (German-American) выросла более чем вдвое, до 15%, а доля WASP снизилась (!) до менее 9%.

На этом фоне одной из самых быстро растущих этнических групп населения США стали так называемые Латинос или испаноязычные выходцы из центрально- и южно-американских стран. Причем, увеличение этой группы населения происходит фантастическими темпами . Если в начале 20-го века число Латинос не превышало 500 тыс. человек, то сейчас они насчитывают свыше 48 млн. человек. Причем, в интервале 1980-2000 годов численность этой этнической группы удвоилась, а уже к 2009 году - утроилась. Как свидетельствуют статистические источники , из 81 миллиона человек, на которых приросло население США за последние 30 лет, 40% составляют испаноязычные граждане.
Впечатляют цифры «испанизации» северо-американских штатов:
- каждый второй, ставший гражданином США в 2008-2009 годах, является испаноязычным;
- к 2050 году число Латинос может вырасти до 132,8 млн. человек;
- 22% американских детей в возрасте до 5 лет являются испаноязычными;
- средний возраст испаноязычного населения составляет 27,4 года...

То есть Латинос в США – это молодая, агрессивно растущая этническая группа, которой характерна достаточно высокая рождаемость. Но у этой тенденции есть и обратная сторона – низкий уровень жизни. Исследования уровня бедности американского населения наглядно показывают, что Латинос одна из наиболее бедных социальных групп, наряду с черным населением Америки. При этом именно Латинос в наименьшей степени охвачены системой социальной зашиты, в частности, медицинским страхованием. Не доступна эта социальная услуга свыше 30% испаноязычных граждан. Это самый высокий уровень для различных этнических групп населения Америки.

Более этого, по данным за 2009 год «чистое имущество» (net worth) белого население (домохозяйств) составяло 113149 долларов, а испаноязычных – 6325 долларов. Причем, за последние пару лет, у испаноязычных граждан «чистое имущество» сократилось почти в 3 раза, с 18359 долларов.

Из общего числа американцев, живущих за чертой бедности (46,2 млн. человек), значительную долю составляют именно Латинос . При этом особое беспокойство не может не вызывать то, что эти нищие - дети. Я помню старый легендарный фильм «Генералы песчанных карьеров», про нищих, отвергнутых обществом детей в Бразилии. Сегодня этот фильм мог бы быть почти документально точным для США, разве, что языки тех и нынешних «генералов песчанных карьеров» разные. По данным Pew Hispanic Center в 2010 году 37,3% бедных детей Америки в возрасте до 5 лет относятся к группе Латинос (на долю чернокожих детей приходится меньше - 26.6%).

Эти цифры свидетельствуют о серьезных демографических, этнических, а, значит, и культурных, поведенческих сдвигах в США. Процесс этнической трансформации Америки уже не возможно не заметить. И он лишь в самом начале. Пока он имеет экстенсивный характер, то есть испаноязычные жители Штатов растут численно. За этим, наверняка, поледует проникновение испаноязычной культуры во все сферы американской жизни...

Первые плоды уже чувствуют на себе американские церкви. Латинос – католики и католические приходы растут . Религиозный аспект культурной трансформации весьма важен. Вспомним истрию Европы и посмотрим на нынешнюю карту мировых религий. Есть, над чем задуматься. Наиболее быстрое развитие капитализма и в прошлом, и до последнего времени ассоциировалось скорее с протестанскими культурами. А нынешний долговой кризис? Эпицентры проблем: Испания, Португалия, Италия... Мы сконцентрировались на проблемах православной Греции, но ведь суммарные долги католических стран куда выше.

Испанизация Америки вполне может быть тормозом необходимого США снижения дефицита государственного бюджета, объемов внешнего долга. И не только потому, что дальнейший рост бедного испаноязычного населения потребует социальных расходов. Этот процесс может также сказаться и на производительности труда. Да и взгляды на жизнь и ее законы у представителей испаноязычной культуры совершенны уникальные. Они наиболее консервативны, их взгляды на богатство и бедность более фаталистические . Посмотрите мексиканские сериалы... Вот вам образ и стиль жизни, ход мыслей, эмоции и верования новых граждан США, чья культура все больше утверждается в традиционной пуританской среде.

А современный латиоамериканский капитализм? Он далек от общества благосостояния и справедливости. Его развитие сопровождается постоянными общественными конфликтами и высокой преступностью. Благо ли перенесение такого «капиталистического духа» в Америку? Сможет ли американское общество и «классическая» американская культура «переплавить» в себе этот столь существенный ингредиент?

А если нет? То как распорядятся экономической, политической, военной мощью США испаноязычные эмигранты, уже организующиеся в политическом плане? Смогут ли они быть достаточно ответственными? Хочется верить, что да. Но пока никто не знает ответа, а примеры истории, да и современности не вселяют надежд. Нищета в муках и с кровью рождает демократию, свободу, справедливость, уважение к чужой собственности. И миролюбие тоже.

А тут еще и новые демографические беды белых англо-саксов. В последнем номере того же «Time» опубликована передовица, в которой называются некоторые «идеи», меняющие жизнь американцев. В их числе – рост одиноких граждан. В 1950 году таких было 9%, в 2011 – уже 28% населения. Это говорит о том, что и число бездетных американцев множится, еще больше сокращая число «коренных эмигрантов», чьи предки заселили Северную Америку...

...Короче говоря, редакции «Time» пора бы предложить международным читателям более актуальный заголовок своего очередного номера: «Incredible shrinking WASP». Это именно то, что действительно не может не вызывать беспокойства. Обоснованного беспокойства...
350 посетителей, 1 комментарий, 2 ссылки, за 24 часа