2012/03/11 00:18:55
Сфотографировать портрет человека легко и сложно одновременно.
Передать точное изображение человека, чтобы он был узнаваем и похож на себя просто. Но попробовать рассказать содержание человека, передать его внутреннюю суть, его уникальность и особенность – это действительно вызывает интерес и страсть к работе.
В последнем случае кроме знаний по постановке световых схем, требуется проявление личных качеств фотографа, которые помогут раскрыться человеку и рассказать о себе в одном только взгляде.

СВЕТОВАЯ СХЕМА №1.

Начиная фотосъемку, в первую очередь я обращаю внимание на форму лица модели.

В зависимости от этого выбираю, какую световую схему буду выставлять.

Если форма лица вытянутая и остроугольная, тогда может подойти жесткий свет с резкими тенями, если лицо округлое или плоское, тогда мягкий свет более предпочтителен.



На этой фотографии использована схема из четырех световых источников.

Исходя из формы лица – округлая форма с выраженными скулами - я решил создать мягкое освещение, которое уберет возможные тени на скулах, подчеркнет женственность и красоту модели.


Создать ровный мягкий свет мне помог софт-бокс размером 1,4 х 1 м. Я выбрал именно такой размер, чтобы добиться равномерного освещения от лица до пояса модели. Этот свет очень напоминает естественный свет от окна.

В фотостудии я стремлюсь воссоздать условия при солнечном свете. Для глаз привычно, когда солнце освещает предмет сверху вниз, а не наоборот. Поэтому источник рисующего света я установил выше глаз модели.

Второй прибор в этой схеме стоит позади модели и светит с левой стороны от нее. На него одет другой софт-бокс, его размер меньше, чем на первом приборе - 1 х 0,8 м. 

Задача второго прибора сделать приятный для глаз блик на волосах и осветить левую часть головы. Этот источник с помощью софт-бокса помогает рисующему свету создать мягкое освещение.

Фотограф всегда должен помнить про естественное для глаз освещение. На небе одно светило, а значит в студии при использовании разных осветительных приборов, только один должен оставаться ведущим во всей световой схеме. Поэтому задача второго источника в этой схеме дополнить, а не соперничать с основным источником света.

Третий  источник выполняет функцию заполняющего света, он сглаживает теневые участки на лице, которые еще остались после применения двух первых приборов света, и помогает создать мягкий переход от одной части лица к другой.

В данной схеме на третьем приборе я использовал октобокс, который расположил с правой стороны от себя и на расстоянии 2-3 м. впереди от модели.

Осталось разобраться с фоном. Четвертый источник я поставил на низкой стойке за моделью. В кадр он не попадается, модель полностью загораживает его, при этом свою задачу он выполняет превосходно – освещает фон ровно, градиент от яркого пятна в центре расходится плавно по всей площади. Это удалось сделать с помощью крупных сот, которые я одел на прибор. Задача любого фонового освещения отделить объект съемки от фона – она выполнена.

Холодно-серый цвет фона я решил изменить и закрепил на приборе моделирующий фильтр желтого оттенка. Идеально всего для такой работы подходит фильтр №184, телесный цвет которого перекликается с оттенком кожи модели.


Вот и все! Схема построена можно начинать фотосъемку!

Любая схема выстраивается от начала и до конца для каждого отдельного человека, характеристики света могут изменяться в зависимости от особенностей строения и цвета лица.


На этой фотографии я применил такую же схему, как в первый раз, но выставил новые показатели мощности света. Я убрал мощность второго и третьего приборов на одну ступень, и создал ровное освещение по всей площади лица.



ОБОРУДОВАНИЕ.
4 прибора Hensel 500 Дж
Софт-бокс 1,4х1м
Софт-бокс 1х0,8м
Октобокс 1,5 м
1 большой рефлектор с крупными сотами
Корректирующий фильтр желтого цвета
Фон серого цвета


СВЕТОВАЯ СХЕМА №2.


Применяя следующую световую схему, я отталкивался от овальной формы лица модели. Я хотел визуально вытянуть ее лицо, что получилось за счет бликов на щеках с обеих сторон, а также придать официальному бизнес портрету свежести и яркости за счет многообразия  света на фотографии. При этом такое освещение остается для глаз наблюдателя естественным и привычным.    



Главный источник света, прибор с белой портретной тарелкой, находится сверху над моделью на расстоянии 1 метра. Белая поверхность тарелки помогает смягчить жесткие тени на лице модели при этом остается характерное для портретной тарелки контрастное освещение.

Эффект от белой поверхности тарелки такой, что жесткий свет на модели немного смягчается в тенях.

Два других источника я расположил за моделью под небольшим к ней углом. Резкий жесткий свет от них смягчил мелкими сотами и диффузными панелями, роль которых прекрасно выполнили ширмы от раздевалок студии.

Подсветка фона, как и в предыдущей схеме, осуществляется с помощью одного прибора с крупными сотами, стоящего за спиной модели на низкой стойке. Корректирующий фильтр на источнике создает приятное для глаз цветное пятно на фоне, которое перекликается с оттенком кожи модели.

Заполняет тени, появившиеся на лице от применения портретной тарелки, прибор с октобоксом диаметром 1,5 м. Этот источник света я расположил за собой.



Во время фотосъемки я менял расположение портретной тарелки и изменял мощность октобокса, чтобы создать разные эффекты, находясь в рамках одной выстроенной схемы.

ОБОРУДОВАНИЕ.
5 приборов Hensel 500 Дж
Белая портретная тарелка
Октобокс 1,5 м
2 рефлектора с мелкими сотами
2 диффузные панели
1 большой рефлектор с крупными сотами
Корректирующий фильтр желтого цвета
Фон серого цвета



СВЕТОВАЯ СХЕМА №3.

Световая схема для мужчины немного отличается от схемы для женщины. В первом случае можно показать морщины, складки на лице, это только увеличит уважение и красоту модели, во втором случае наоборот важно уменьшить все дефекты кожи выставленным светом. Ниже мы рассмотрим световую схему жесткого света, которая  подчеркивает мужественность и уверенность во взгляде мужчины.


В основе этих двух фотографий лежит одна световая схема с небольшими корректировками для каждой.


Главный источник света, прибор с белой портретной тарелкой, находится сверху перед моделью на расстоянии 1 метра. Свет от него падает не только на модель, но и отражается от серебристого отражателя 1х2м, который находится на уровне пояса. Отражатель помогает осветить тени и сделать переход от светлого к темному участку на лице более ровным. В этом же ему помогает второй прибор с октобоксом, который находится за фотографом.

Третий источник светит на левую часть модели. В отличие от первой световой схемы на прибор одет не софт-бокс, а соты малого размера, которые позволяют сделать свет направленным и средней жесткости. Задача третьего источника подсветить волосы и создать небольшой блик с левой стороны лица. Так появляется объем.

Фон освещается также как и в предыдущих схемах построения света.


В постановке этой схемы есть два отличия от предыдущей. Заднебоковой свет стоит с правой стороны от модели, и октобокс не используется в работе.

Изначально, сфотографировав модель по предыдущей схеме, я убедился, что выгоднее для портретируемого будет развернуть его в противоположную сторону и осветить с другой стороны. Я поменяю освещение в зависимости от формы лица человека, соотношения его правой и левой части.

Я исключил из этой схемы источник с октобоксом, поскольку овальное лицо теряло свой объем при дополнительном заполняющем свете. В этом случае достаточно было света от отражателя, который смягчил тени, но оставил тень с левой стороны модели для объема портрета.

ОБОРУДОВАНИЕ.
3(4) прибора Hensel 500 Дж
Белая портретная тарелка
Октобокс 1,5 м
1 рефлектор с мелкими сотами
1 большой рефлектор с крупными сотами
Серебристый отражатель 1х2м
Корректирующий фильтр желтого цвета
Фон серого цвета

ОБРАБОТКА.
Изначально все фотографии прошли небольшую цветокоррекцию в Lightroom.

Затем в Adobe Photoshop были удалены все мелкие и крупные дефекты кожи – прыщики, покраснения. Естественные мимические складки у рта я оставил без изменения, немного приглушил яркость морщин у глаз с помощью прозрачности слоев.

Закончив с детальной обработкой, я перешел к общей работе с изображением.

Для женщин я применил фильтр Portretura, а в слоях уменьшил его прозрачность почти до естественного изображения. Далее повысил резкость с помощью фильтра High Pass, за счет увеличения фактуры кожи. 

Для мужчин вместо фильтра Portretura я использовал фильтр Blur на отдельных участках кожи, которые явно требовали вмешательства, например, блики на лбу. Повышение резкости происходило выше описанным способом.

Кроме детальной ретуши и общей цветокоррекции, в задачу обработки входило объединить всех участников фотосъемки в одну цветовую гамму. Потребовалось перекрасить одежду в бордовый цвет – фирменный цвет компании. 

ФИЛИПП АНДРУХОВИЧ.
www.Fotograni.ru
http://fotograni.livejournal.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ СТАТЬИ НА ДРУГИХ РЕСУРСАХ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ УКАЗАНИИ АВТОРСТВА И ССЫЛОК НА САЙТ И ЖЖ АВТОРА.

100 посетителей, 0 комментариев, 2 ссылки, за 24 часа