2016/07/18 13:07:23
Прежде всего, давайте поймем одну простую вещь - в 1860-х годах в России и США происходили сходные процессы. И там, и там были неэффективные (или стремительно теряющие эффективность) крупные хозяйства, и там и там в результате социальных пертурбаций их превратили в кучу неэффективных мелких. Да, в случае США подобные предприятия были плантациями, основанными на рабском труде, у нас это были помещичьи хозяйства, основанные на крепостном праве, я не хочу сейчас вникать в различия в социальном положении рабов Америки и крестьян России - для нас главное, что эти сельхозпредприятия становились неэффективными.
В Америке рабство запретили в результате Гражданской войны, у нас - в результате "революции сверху", однако ничего эффективного взамен не предложили. Появились кучи частных мелких хозяйств, где фермеры сводили концы с концами, а над всем гордо сидели спекулянты.
Собственно Эндрю Джонсон увидел главное- мелкие хозяйства не только неэффективны, но и разобщены в борьбе со спекулянтами, соответственно надо либо создавать крупные хозяйства, либо объединения мелких хозяйств. Именно эта мысль стала основой нового движения - ГРАНЖ.
Что получал фермер, вступая в ГРАНЖ? Прежде всего доступ к дешевым кредитам - а это в сельхозделе основа развития. Далее - кассу взаимопомощи на случай стихийных бедствий. Информационную поддержку. И кроме того - чем больше фермеров вступало в ГРАНЖ, тем более влиятельной политической и экономической силой становилось это движение. Ну и на сладкое - ГРАНЖ нанимала специалистов, которые вели научно-исследовательские работы в плане агрономии.
Ведь что оказалось при освоении Великих Равнин? Мало того, что там стихийные бедствия идут кучей и вперемешку - саранча, торнадо, засухи, заморозки, град, наводнения (изобата, ага) и так далее. Оказалось, что после первых двух трех урожаев земля сильно обедняется, а поскольку осадков мало - почва на таких просторах начинает просто выветриваться. Раньше плодородный слой держали корни растений, а теперь их нет - ибо поля расчистили и выкорчевали - и держать нечем! Так вот с 1890 года по этой проблеме начали работать специалисты-агрономы, а позже вообще была создана Служба Охраны Почв (1930 год).
ГРАНЖ попал на благодатную почву. Фермеры начали объединяться. Если у нас правительство пыталось расколоть общину, то в США элементы общинного быта наоборот старались внедрить! Например в каждом поселке или деревне фермеры сообща строили амбар для хранения зерна. Один не потянешь, долго строить будешь, да и денег надо много, а в складчину - самый то!
Кстати, это новшество привнесли меннониты, бежавшие из русского Причерноморья и Поволжья в 1874-1875 годах в США. У нас военный министр Милютин ввел всеобщую воинскую повинность в 1874-м, но меннониты были убежденными пацифистами, им вера не позволяла. Поэтому они массово свалили в Америку, где никто противное их вере делать не заставлял. Кстати, в Канзас меннониты привезли нашу русскую красную пшеницу (американцы назвали ее Турецкой), которая сделала Канзас полноправным зерновым штатом, а позже эта пшеница на ура пошла и на Великих Равнинах - ибо оказалась морозостойкой, и имеющей сопротивляемость к выветриванию почв.
И урожайность начала повышаться. И на юге. И на Великих Равнинах. И на давно используемых полях в районе Великих Озер. Однако оставалась еще одна проблема - основная. Эта проблема называлась - перекупщики. Именно они были основными формирователями розничной цены. Поясним на примере. Допустим себестоимость мешка зерна у вас равна 10 долларам. До амбара (мы помним, что вы построили его на общественных началах) вы довезете его сами. И тут появляется первый перекупщик, который предлагает вам перевести ваш мешок зерна на элеватор, в город. Допустим (для простоты эксперимента), что вы продали его по 12 долларов. НО перекупщик не дурак - он тоже наценил на товар свои 20% - у ваш мешок уже стоит 14.4 доллара на элеваторе. Далее включается перекупщик на железной дороге, доставляющий ваш мешок из пункта А в пункт Б, еще 20%, и мешок уже стоит 17.3 доллара. Еще как минимум один перекупщик, доставляющий товар до розничной точки - еще 20%, и стоимость мешка выросла до 20,8 долларов. Ну и розничник тоже честно хочет свои 20% - и вот окончательная стоимость вашего мешка для потребителя - 25 долларов!
При себестоимости в 10 долларов!
Причем заметьте - основная наценка сосредоточена не у фермера, а у перекупщиков спекулянтов. Они
а) не дают заработать фермеру (я вообще не против, чтобы фермер делал наценку хоть 100%, главное, чтобы у него стимул был)
б) Увеличивают для розничного покупателя конечную цену (по сути провоцируют инфляцию).
Уже к 1880-м стало понятно, что с этими паразитами надо что-то делать. Плюс - поставить всех фермеров в равные условия. Мы уже говорили о первом элеваторе в Буффало - крупном перевалочном транспортном центре. Одно дело, когда фермер доставляет товар из окрестностей Буффало (одни железнодорожные тарифы), а другое дело - когда из какой-то Небраски в Буффало (другие железнодорожные тарифы). Поскольку тут уже себестоимость продукции не играет никакой роли (разница в тарифах кроет себестоимость как бык овцу) - надо было придумать, что с этим делать. Но это уже в следующей части.


Этот плакат я уже когда-то постил, ну пусть будет еще раз
81 посетитель, 43 комментария, 76 ссылок, за 24 часа