2015/04/22 11:38:23
Знаю, друзья, что у вас уже фактически середина недели, поэтому спешу опубликовать и так запоздавший очередной "костюмный" пост, замыкающий сагу об экранном стиле продажных золушек.  И если первым аккордом стал анализ костюмов  "Красотки", то закончить хочется её предшественником и фактически зеркальным отражением, аka фильмом, который больше чем за декаду до того сделал звездой партнера Джулии Робертс по "Pretty Woman", на тот момент еще не имевшего роль мега-звезды и секс-символа. Думаю, все уже догадались, о ком пойдет сегодня "костюмная" речь - естественно, об..."Американском жиголо"!

American-Gigolo.jpg
Как и для Джулии Робертс пятнадцать лет спустя, роль представителя древнейшей профессии [хотя я честно не уверена, распространяется ли на мужчин её древнейшесть], стала для Ричарда Гира прямой дорожкой в звездность. Однако не только для него... Потому что буквально на своих плечах молодой Гир (он же легендарный Джулиан) вынес на суд американской публики образ того, что потом еще долго будет считаться символом элегантности, утонченности и шика. Имя символа оказалось итальянским (почти не известным тогда для потребителей из Нового Света): Армани*.

*По некоторым источникам даже гуляет байка, что в качестве благодарности, вплоть до сегодняшнего дня Гир может зайти в любой Армани бутик, выбрать понравившуюся вещь и получить её в подарок.

Далекий от кинематографического шедевра, в одном "Американский жиголо" несомненно преуспел, создав при помощи костюмов Армани такой о образа героя, который в последствии превратится в символ. Не припятствовал этому и тот факт, что изначально образ принадлежал не мужчине-герою, но мужчине-жиголо, по сути - мужчине-проститутке. Но в этом-то и вся соль - в этой истории человеческой купли-продажи в роли покупателя выступают женщины. И в отличие от покупателей-мужчин, они со свойственными большинству женщин вниманию к деталям, склонностью романтизировать и желанием, "чтобы все было красиво", покупают на вечер/ночь/день не тело, но Идеального Мужчину - с идеальными манерами, идеальным чувством юмора и, конечно же, в идеальном костюме. Именно понимание этого делает главного героя столь востребованным. И именно поэтому его гардероб не воспринимается как "форма проститутки", но как пример для подражания, воплощение мужского шика (делая в свою очередь имя Армани его синонимом).

American-Gigolo-Richard-Gere-Shirt-Trousers.jpg

Костюмы Джулиана в "Американском жиголо" это фактически еще один персонаж, учавствующий в создании этой истории отдающей нео-нуаром. Не случайно одна из открывающих фильм сцен происходит в дорогом ателье, где очередная из любовниц помогает Джулиану с выбором (и оплатой, конечно же) нового костюма:

2ag.jpg

6.jpg

Символизм этой сцены (которая в принципе предвосхищает главный мотив "Американского жиголо") отражают именно костюмы. Что мы видим? - Женщина в белом, что могло бы быть намеком на свадебное, ведь Джулиан - Идеальный Мужчина на Заказ, о котором мечтает любая. Этот мотив женщины, по той или иной причине желающие получить Джулиана в свое пользование, и одетой в белое (свадебное?) еще неоднократно будет появляться в фильме:
richard+here+american+gigolo+fashion.jpg

American_Gigolo_stills_2005.jpg

Однако вернемся к первой сцене, ведь что делает клиентка-женщина - она физически одевает главного героя, для собственного удовольствия и развлечения, как куклу. И это как раз один из основных мотивов - вопрос свободы выбора / свободы, принадлежит ли главный герой себе или является чьей-то куклой? И дабы усились это, вслед за женщиной в кадре появляется одевающий Джулиана мужчина. Конечно, это лишь рабоник ателье, однако если смотреть на костюм, он тоже в светлом, фактически белом, что визуально связывает его с богатой клиенткой, которая платит, и отделаяет от Джулиана, который предоставляет услуги.

Значимость этого эпизода еще и в том, что в фильме неоднократно проскальзывает тема гомосексуализма: геи есть в окружении Джулиана, к нему самому обращаются с просьбой оказать подобные услуги, даже порой кажется, что авторы флиртуют с идеей, не проявляет ли ли сам Джулиан скрытой склонности к гомосексуализму.

Фасон костюма Джулиана (от Армани, естественно) - еще один интересный момент. Учитывая, что на дворе 80й год, костюм с куда менее подчеркнуто широкими [при помощи плечевых подкладов] плечами и куда более приталенным силуэтом выглядел для американского взгляда очень европейским. Cилуэт, который стал на американском рынке популярным новшеством, что благодаря "Жиголо" в первую очередь ассоциировалось с именем Армани, Armani's Sleek Suit.
richgear.jpg
К слову, художники "Жиголо" весьма интересно используют этот переломный в мужской моде момент, чтобы рассказать зрителю историю героя в том числе посредством силуэта, а также того, как как сидит на фигуре Джулиана его одежда. Например, даже когда Джулиан не с клиенткой и ему не нужно никого соблазнять, в подсознании прочно сидит отношение к самому себе как к товару, поэтому на променад, где его должно увидеть большое количество людей, он одевается соответственно - в плотно облегающие джинсы, рубашку, открывающую грудь. И при этом и рубашка, и даже джинсы отглажены, хрустящие, без единой морщинки - как упаковка дорогого подарка:
1-american-gigolo.jpg
American_Gigolo_stills_1989.jpg

И в противовес этому образ, когда благополучие и уверенность в себе Джулана в силу обстоятельств дают течь, вынуждая его просить других о помощи. Теперь его рубашка уже не хрустит, её силуэт мягкий, как бы сигнализирующий необходимость в поддержке:
1ag.jpg

Точно такой же прием использован и во второй похожей ситуации, когда Джулиан обращается за помощью к одной из своих клиенток. Просить её он приходит не в пиджаке, а в мягком кардигане, сглаживающем линию плеч, как бы лишая героя мужественности:
American-Gigolo_Richard-Gere_cardigan-top.bmp.jpg

А вот в "рабочих" или "полу-рабочих" сценах Джулиан в костюме и в пиджаке. И силуэт здесь рассказывает обратную историю. Легкий и визуальный костюм из светлого льна, который Джулиан надевает на встречу со своим бывшим покровителем-сутенером, символизирует его чувство свободы - он больше не работает на этого человека, он свободный, расслабленный:
American-Gigolo-style.jpg

Вопрос свободы вновь поднимается (в том числе и посредством костюма) в доме одного из требовательных клиентов, который относится к Джулиану как к вещи, подобно другим вещам в его доме. И как одет главный герой? - Цветовая гамма его костюма точно соответствует интерьеру, равно как и геометрия / силуэт (с откровенно расширенными квадратными плечами) - он действительно выглядит еще одной удачно подобранной вещью (*смотрите на силуэт Джулиана и силуэт стоящего на фоне черного кожаного кресла). Плюс, жесткий, фактически прямоугольный силуэт его как будно ограничивает, сковывает - здесь он себе не хозяин.
Richard-Geres-style-American-Gigolo1.jpg

Как я уже говорила, эта тема свободы, человека не принадлежащего себе, проходит красной нитью через весь фильм, и художники нашли интересное воплощение даже в ситуации, когда на Джулиане фактически нет одежды. Его чудо-тренажер (т.к. герой не может себе позволить не быть в идеальной форме) выглядят на ногах кандалами:
Richard-Gere-American-Gigolo.jpg

Однако силуэт - не единственный прием, и в ход идет также работа с цветом. Особенно интересны сцены, связанные с "дамой сердца" Мишелью. Его костюм во время их знакомства весьма "говорящий", отражающий то, как в этот момент видит Джулиан себя - глянец с дефетком, яблоко с червоточиной, черный галстук на коричневом фоне:
ag1.jpg

Мишель в её светлом костюме, кажется Джулиану невинной, чистой, заслуживающей лучшего. Хотя, если присмотреться, её модный, имитирующий мужской жакет - почти что осветленная версия его пиджака, что намекает на возможную связь между ними:
Screen-Shot-2011-10-23-at-8.19.16-PM.jpg
А следующая совместная сцена это лишь подтверждает, т.к. оба героя одеты в одинаковую серую гамму, и её тренчкот с широкими по тогдашней моде плечами, опять имитирует мужской наряд, намекая, что она сильнее и решительнее, чем кажется:
hutton.trench.jpg

Ну и детали, куда уж без них?! В его случае - галстук, напоминающий принтом змею (=он опасность, от которой ей лучше держаться подальше). В её случае это клатч цвета крови - фактически символизирующий сердце, который Мишель, согласно английскому выражению, буквально "носит на рукаве", готовая влюбиться в того, кто даст ей немного тепла и внимания:
images.jpg

И как бы закрывая этот круг, признавая свою любовь перед мужем Мишель, Джулиан уже в черном костюме со светлым галстуком - любовь оказалась светлым пятном в его, теперь кажущейся темной жизни.
American-Gigolo_Richard-Gere_black-suit-mid2.bmp.jpg

И на этой ноте...еще один важный момент, интересный особенно потому, что мы часто обсуждаем не просто одежду, но её взаимодействие с внешностью и тот эффект, который они вместе производят. Так вот, готовя материал, я обнаружила, что изначально на роль Джулиана планировался не Гир, а Траволта, в последнюю минуту отказавшийся от проекта. Воистину счастливое стечение обстоятельств, на мой взгляд, т.к. именно внешность Гира, его мимика и повадки делают его Джулиана таким реальным:
347aed54f824216dd8b5438faf592675.jpg gere.jpg

В отличие от молодого Траволты - более контрастного, с крупными и резкими чертами лица, черты Гира кажутся нарисованными мягким карандашом, без "нажима", а его низкий контраст структура волос придают облику мягкую фактурность. Благодаря этому где молодой Траволта выглядел бы слишком резким, стремительным (что только подчеркивали бы костюмы) у гировского Джулиана сексуальность не агрессивная, кошачья, так что в костюмах ему удается выглядеть и приглашающе-соблазнительно, и даже по-мальчишески трогательно и беззащитно.  Другой типаж даже в тех же костюмах создает совсем нового персонажа.

И о стильных продажных мужчинах у меня на сегодня все. Так что теперь ваша очередь - поделитесь вашими самыми стильными мужскими персонажами. Если при этом они еще и продолжат нашу тему "золушек" и "продажной любви", будет еще интересней!

73 посетителя, 98 комментариев, 8 ссылок, за 24 часа