2012/11/22 14:40:15
Итак, продолжаем изыскания касательно того, что, как и зачем может рассказать и показать (вам и/или о вас) надетая на человеке одежда. А т.к. у меня нет интереса беждать убежденных (ибо им и так все ясно и можно вместе идти дальше, в глубь "стильных" дебрей, чему собственно и посвящен этот блог) то данный пост для тех, кто в "разговорчивость" нарядов не верит,продолжая считать одежду "шмотками" и "средством защиты от неблагоприятных условий окружающей среды". И только.
В предыдущих постах мы уже выясняли, что помимо защиты тела от этих самых условий, одежда может оказаться весьма разговорчивой. И лишь от хозяина/хозяйки будет зависить, что может рассказать она: речитативом выдать окружающим всю вашу поднаготную, или лишь намекнуть, что скрывается за фасадом, или вовсе ввести всех в легкое заблуждение, если вам вдруг решилось "поиграть в образ". А еще одежда (и созданный ею образ) способны рассказывать истории, причем порой самые поэтические.
Естественно, этот прием не столь актуален для повседневной жизни, ибо как пьеса, сие действо состоит из нескольких актов, и необходима публика, которая следит на развитием событий и замечает разницу. Правда, был в моей практике один интересный случай - моей клиенткой была женщина, совсем недавно ставшая мамой. И разбирая её гардероб последних месяцев можно было увидеть, как менялось её восприятие себя, жизни, окружающего мира - покупки от месяца 1 до последнего рассказывали её историю. 
Иногда выпадают еще пьесы в одном акте - гала-событие, когда за один вечер хочется рассказать миру обо всем, что накопилось. Или фотосессии - приуроченные к какому-либо событию или просто настроенческие. Тогда, переодевая "героев" в разные наряды можно рассказывать, и рассказывать, и рассказывать...
В такие моменты мне хочется быть художником по костюмам для какой-нибудь эмоциональной драмы или романтической комедии, чтобы при помощи нарядов добавить все недосказанные и недоигранные строки, намеренно или нет "выпавшие" из сценария. Как, например, это сделано в "An Education".
Не знаю, дошла ли эта полу-комедия, полу-драма до русского экрана, но я уже несколько недель восторгаюсь не только той работой, которую проделали съемочная группа и актеры, но и тем, как поэтично рассказали историю отношений взрослого мужчины и школьницы художними по костюмам.
Для тех, кто еще не смотрел посмотрите обязательно! - краткое summary (без спойлеров). "An Education" - история 17-летней Дженни, ученицы престижной школы для девочек в Англии 60х. Мечта родителей - чтобы девочка была "пристроена", что на данном этапе уживается для них с поступлением в Оксфорд. Поэтому они прилежно платят за частную школу, прилежно копят на дальнейшую учебу и прилежно сверлят своей дочери мозг - как она должна стараться, дабы оправдать возложенное на неё высочайшее доверие.
У Дженни своя идея "пристроенности" - уехать в Париж, wear blаck, smoke, listen to whatever music I want and read whatever books I want. Она также умна и развита не по годам, но это мы наблюдаем на протяжении фильма. 
И еще есть Дэйвид - тридцатилетний мужчина, ухаживающий за Дженни. Пожалуй, его правильнее всего будет описать как exciting - он состоятелен, у него гламурные друзья, он приглашает Дженни на концерты, в рестораны, на аукционы и даже в Париж. И на фоне этой трогательной истории взросления разворачивается еще одна история - рассказанная в костюмах.

Посмотрим?
Смотря начало, трудно представить, какая феерия ждет тебя в последующие полтора часа, ибо наряды Дженни, как и её жизнь на этом момент, дышат обыденностью:
Здесь все понятно: утром девочка в школе, а там форма, цель которой не выделяться. А дома...Дома своя форма, диктуемая родителями, которые тоже совсем не торопят дочку быть "не как все". Соответсвтенно на экране нейтральные тона - серый, коричневый, бежевый и клетчатые рубашки, напоминающие о заводских рабочих и фермерах. Причем, цель здесь не сколько намекнуть на пролетарское происхождение Дженни (её семья это глубокий "средний класс минус"), на на необходимость тяжелой работы, ожидаемую от неё - родителями и учителями.
Поэтому во время первых встреч с Дэйвидом и его блистательными друзьями Дженни выглядит соответсвтенно:
Несомненно, самой гламурной в этой четверке является Элен. И художники по костюмам с удовольствием подчеркивают это - и не сколько одежной как таковой, сколько её целосным образом. Одеть её в дорогие платья и украшения было бы недостаточно, поэтому зрителю показывают, кому подобна Элен к глазах Дженни:
 
А дальше под чутким руководством Элен начинается преображение и самой Дженни. И здесь художники по костюмам не дремлют, подчеркивая характеры обеих женщин при помощи костюмов-аллюзий, так что героини могут просто молчать в кадре - здесь и без слов понятно, who is who:


  
*между делом обращаю внимание на то, как по-разному можно использовать в наряде леопарда и как по-разному будет восприниматься и внешность и сам наряд


Дальше интересный момент - Дженни таки едет в Париж со своим перезрелым бойфрендом. Париж для неё - это в том числе и музеи, где можно увидеть работы импрессионистов. Вы удивитесь, но даже это можно показать при помощи наряда:
  
Сравните платье Дженни и полотно Клода Моне "Кувшинки" (Клод Моне один из художников, чьи картины находятся в музее Орсе в Париже, о котором немало говорит Дженни).
И все же моим любимым "рассказчиком" в фильме является вот это платье:
 
Алая лента на белом платье...Потеря невинности. Причем, не сколько в собственных глазах (пока что), сколько в глазах окружающих - однокласскиц, учительницы, директриссы школы. Они уже провели на ней широкую красную линию и готовы провести еще одну, ставя крест.
Т.к. я обещала обойтись без спойлеров, то чтобы узнать, чем все закончилось, вам придется посмотреть фильм самостоятельно. 
Ну что, все еще говорите, что одежда = только защита от неблагоприятных условий? Тогда мы идем к вам!

260 посетителей, 31 комментарий, 0 ссылок, за 24 часа