2012/03/29 13:42:30

Мой журнал посвящен английскому футболу и большинство записей в нем про "Челси". Каждый уважающий себя фанат должен занть историю любимого клуба. Поэтому я решил увековечить здесь главу из книги "Бей-беги 2. История английского футбола. Наше время". Так как ЖЖ не пропускает большие посты история будет представлена в шести частях.


    

    «Ты ждешь полвека завоевания очередного чемпионского ти­тула, а потом получаешь сразу два подряд. Разве может пятилет­ний мальчик, который видел, как «Челси» оформил чемпионство победой 3:0 над «Манчестер Юнайтед», теперь поверить в то, что такое не случалось каждый год?» Эти строки появились в Guardian 30 апреля 2006 года, на следующий день после впечатляющего раз­грома «Челси» своего ближайшего преследователя. Команда Жозе Моуриньо завоевала второе кряду чемпионское звание.

    «Стамфорд Бридж» в первый и на долгие полвека в последний раз видел свою команду чемпионом в 1955 году. Тогда «Челси» под­нялся на вершину, набрав рекордно низкое среди чемпионов коли­чество очков и потерпев десять поражений за сезон. Взлет команды Теда Дрейка был столь же неожиданным, сколь и скоротечным. Тог­да «Челси» так и не стал суперклубом. В сезонах 2004/05 и 2005/06 «Челси» потерпел только шесть поражений в 76-ти поединках, и триумф этой команды не вызывал ни малейших сомнений — это были победы великолепного коллектива, собранного в мощном и богатом клубе.

    
    Впрочем, воплощение в реальность чемпионских амбиций ста­ло не только следствием появления сказочно богатого олигарха из России Романа Абрамовича. Нет, не он создал суперклуб в За­падном Лондоне. Абрамович сделал решающий, но последний шаг, который вознес «Челси» на вершину английского клубного футбола. Летом 2003 года «Челси» оказался на распутье, когда легко мог пре­вратиться в прах вместе с мыльным пузырем под названием «Лидс Юнайтед». Абрамович не пожалел миллионов, чтобы поддержать клуб и придать ему необходимое ускорение на пути к успеху. Но без той работы, что была проделана в клубе за предшествовавшие два десятка лет, этот взлет был бы невозможен.

    
    «Когда я появился в «Челси», клуб был почти банкротом, команда лежала на дне второго дивизиона, стадион представлял собой разва­лины. Это великое признание моих заслуг - когда этот парень из Рос­сии захотел купить футбольный клуб, он мог выбирать из «Манче­стер Юнайтед», «Арсенала» или «Тоттенхэма», но предпочел именно «Челси». Потому что этот клуб обладает наибольшим потенциалом. Сейчас мы играем на великолепном стадионе, который, может быть, далеко не самый вместительный, зато точно один из самых лучших. И у нас теперь есть великолепная команда». Так хвалился Кен Бейтс, когда 1 июля 2003 года Роман Абрамович за 17,5 млн фун­тов купил 57% акций «Челси» и с первого дня стал здесь новым хо­зяином. На этом закончилась неоднозначная, но очень важная эра в истории клуба со «Стамфорд Бридж» — эра Кена Бейтса.

    
    Можно по-разному относиться к этому предприимчивому и хи­трому выходцу из Западного Лондона. Ему не хватало такта, вы­держки и изысканных манер, но не занимать было деловой хватки. Бейтс никогда не смущался, если нужно было кого-то оскорбить, обидеть. Как заметил легендарный игрок «Челси» Рон Харрис, Кен относился ко всем, «как к куску дерьма». А Дэвид Спиди, который стал первым новичком команды при Бейтсе, вспоминал его как заносчивого и самовлюбленного субъекта: «Он всегда должен был стоять выше, чем кто-то другой. Если бы я сказал ему, что отды­хал на Тенерифе, он бы тут же сообщил, что только что вернулся с Илевенерифе!» (Игра слов: ten по-английски — «десять», eleven — «одиннадцать» — Football.ua.)


    Бейтс всего добился сам, хотя делал это зачастую за счет других. Он стал владельцем «Челси» в апреле 1982 года, когда на клубе ви­сел миллионный долг, а спустя 21 год за хорошие деньги передал клуб, имевший долговых обязательств на 80 млн фунтов. «И тем не менее,— говорит бывший министр спорта и давний болельщик команды Тони Бэнкс,— без Кена Бейтса не было бы Романа Абра­мовича». «Челси» не сумел бы достичь своего нынешнего положе­ния клуба-гранда, клуба с приставкой «супер». Тщеславный Бейтс хотел создать из «Челси» памятник своему величию, а создал нечто большее.


    Впрочем, без своевременного появления Абрамовича вряд ли Бейтс сумел бы столь выгодно для себя и для «Челси» завер­шить непростой процесс создания суперклуба. В истории «Челси» был неудачный опыт покорения вершины, когда неуемные амби­ции и расточительность едва не стоили клубу существования.


Футбольный мюзик-холл


    Пусть взлет «Челси» в 1955 году стал случайным и непродолжи­тельным, однако именно тогда в клубе началась работа, результа­том которой стало появление яркой и самобытной команды. «Челси» получил репутацию клуба, умеющего работать с молодежью. Тед Дрейк, а после Томми Дохерти и Дэйв Секстон твердо следовали этой политике, приглашая со всех концов Британии и воспитывая талантливых молодых исполнителей. В 1962 году «Челси» покинул элитный дивизион, но только на один сезон, после чего прочно обо­сновался среди ведущих команд Англии. На протяжении девяти сезонов кряду команда регулярно оказывалась в первой десятке, иногда даже вела борьбу за чемпионство, приняла участие в пяти кубковых финалах и еще трех полуфиналах.


    «Короли Кингз-роуд» — так называли футболистов «Челси» того периода. Питер Осгуд и Рон Харрис, Алан Хадсон и Чарли Кук, Иан Хатчинсон и Томми Болдуин — все они были кумирами «Стамфорд Бридж», идолами тогдашней молодежи. В 1960-х годах мировоззрение новой Британии существенно изменилось. В первой половине прошлого века Европа дважды полыхала в огне страшных войн, что безусловно сказалось на жизненных принципах, домини­ровавших в те годы. Строгая дисциплина, дух коллективизма — в 1960-е эти качества перестали быть понятными и оправданны­ми, молодежь больше не хотела становиться «еще одним кирпичом в стене». Суровый серый фон жизни отступал перед яркими кра­сками цветов, музыки и свободной любви. Новое поколение тяну­лось к зрелищу, к ярким индивидуальностям, к бунтарям. Навер­ное, потому-то великий «Лидс» Дона Риви та эпоха так и не смогла полюбить. Он казался воплощением прошлого, всего того, от чего хотелось избавиться. А вот менее удачливый в то время «Челси» вызывал и продолжает вызывать исключительно положительные эмоции.

    
    Не случайно игра «Чедси» привлекала лондонскую богему. «Как и «Манчестер Юнайтед», «Челси» нравился нейтральной публике, то есть той части аудитории, которая не живет в окрестностях стади­она,— вспоминал защитник команды тех лет Дэйв Уэбб.— Звезды шоу-бизнеса ходили на нас, чтобы почувствовать себя «по ту сторону сцены». На «Стамфорд Бридж» они сами превращались в зрителей, которые требовали Зрелищ. Они стоя аплодировали красивой ком­бинации или эффектному проявлению индивидуальности. Чтобы иметь у них успех, не нужно было обязательно побеждать. Сегодня, как бы хорошо ты ни играл, из поражения делают трагедию, но как минимум до середины 1970-х все было наоборот. Я перешел в «Чел­си» в 1968 году, а до того выступал за «Саутгемптон» и добирался на матчи поездом. Прекрасно помню, как однажды во время поезд­ки познакомился с фанатичным поклонником «Челси». За несколь­ко дней до того «Саутгемптон» одержал на «Стамфорд Бридж» побе­ду со счетом 6:2, но парню было плевать. Он с восторгом вспоминал матч просто потому, что тогда впервые после перелома ноги на поле вышел Питер Осгуд. Осси забил великолепный гол, и то проявле­ние волшебства в исполнении любимого игрока для болельщиков значило больше, нежели шесть пропущенных мячей».


    Однако «Челси» не только дарил зрелище в чистом виде, он умел и побеждать. В 1970 году команда впервые завоевала Кубок Англии, одолев именно «Лидс» в эпическом противостоянии из двух матчей. В том финале нашлось место не только для мужества и бойцовского духа, но и для яркого самовыражения неординарных личностей. В следующем сезоне «Челси» завоевал Кубок кубков, обыграв в двух матчах мадридский «Реал». Два трофея за два года — это ли не до­статочное основание, чтобы сделать шаг вперед?

    
    Но Ральф Финн еще в 1969 году в книге «История футбольного клуба «Челси»» не зря писал о том, что этот клуб — «самый нети­пичный из всех. «Челси» никогда не делает то, что на его месте сделали бы другие клубы». В данном случае председатель правле­ния «Челси» Брайан Мире загорелся идеей превратить «Стамфорд Бридж» в самый современный в Британии стадион, трибуны кото­рого были бы оборудованы исключительно местами для сидения. Как в театре, в громадном театре на 50 тысяч зрителей. «Великая команда должна играть на великом стадионе!» — патетически вос­кликнул Мире.


    В конце концов Брайан Мире всего лишь продолжил идею своего знаменитого предка. Он был внучатым племянником Гаса Мирса, основателя «Челси». Семейным бизнесом Мирсов было стро­ительство, и Гас вместе с братом Джозефом решили возвести вме­стительную арену для спортивных состязаний. Дело было в начале прошлого века, когда еще не существовало Имперского стадиона «Уэмбли», но зато наблюдался все возрастающий интерес публики к спортивным и в особенности футбольным состязаниям. Финалы Кубка Англии пользовались огромной популярностью. Например, в 1901 году поединок за почетный трофей между «Тоттенхэмом» и «Шеффилд Юнайтед» впервые в истории футбола собрал более 100 тысяч зрителей. Немалый интерес вызывали и матчи сборной Англии, особенно против шотландцев.


    Однако эти грандиозные события происходили нечасто — один финал Кубка и один-два матча сборной в год. Арена не должна про­стаивать, она должна приносить регулярный доход. Специально, чтобы заполнять «Стамфорд Бридж» чаще, в 1905 году была созда­на футбольная команда «Челси». Поскольку стадион территориаль­но находился в районе Фулхэм, где уже давным-давно существо­вала команда с таким названием, новый клуб взял себе название соседнего района. Первый состав ангажировали быстро, а главной звездой стал 150-килограммовый вратарь Билли Фолк. Погля­деть на исполина, легко ломавшего перекладины, просто повисая на них, шли охотно, поэтому не удивительно, что за «Челси» быстро закрепилась слава «футбольного мюзик-холла».


    Джо Мире, племянник Гаса Мирса, в 26 лет стал самым мо­лодым среди директоров клубов Футбольной Лиги. Спустя девять лет, в 1940 году, Мире занял пост председателя правления «Челси» и в последующие четверть века определял политику клуба. Кроме того, Джо Мире имел немалый вес в английском футболе, возгла­вив в 1963 году Футбольную Ассоциацию. Он внезапно скончался летом 1966-го от сердечного приступа во время прогулки в Осло, где сборная Англии готовилась к домашнему чемпионату мира.


    Смерть Джо Мирса стала большим ударом для семьи. Джо вла­дел огромным состоянием, и, чтобы вступить в права наследования, семье пришлось заплатить налог в размере более миллиона фун­тов. Имущество было разделено, и футбольный клуб отошел сыну покойного — Брайану Мирсу, который в 1969 году стал председате­лем правления. Ничего удивительного в этом не было, потому как еще в 1958 году Брайан стал директором «Челси» в возрасте 27 лет. К этому времени он успел пожить в Канаде, куда мать эмигриро­вала с новым мужем после развода с Джо Мирсом. Вернувшись на родину, Брайан отслужил в войсках ПВО, а затем по настоянию отца стал работать в одном из нескольких автомобильных предста­вительств, принадлежавших Мирсу-старшему.


    Правление Брайана Мирса началось триумфально, и команда шла от победы к победе. Однако, как верно подметил журналист Роб Стин, победа над мадридским «Реалом» в финале Кубка кубков стала худшим, что могло случиться с клубом. Мире вместе с прав­лением не рассмотрели, что команда вышла на свой пик, они были уверены, что именно сейчас начинаются самые великие свершения. И приняли решение модернизировать три трибуны, чтобы таким образом закончить полную реконструкцию стадиона.


    Еще в 1965 году архитектор «Челси» Джордж Ските подготовил три варианта сметы реконструкции Западной трибуны. Правление клуба одобрило самый дешевый вариант, который предусматривал появление на месте террас шести тысяч мест для сидения. Следует заметить, что среди прочих вариантов Ските предлагал совсем уж фантастический — крыша трибуны одновременно должна была служить... стоянкой для автомобилей! В мае 1965 года начался де­монтаж старой трибуны, на месте которой в рекордно короткие сро­ки возникла весьма простая постройка с козырьком. Зато обошелся Вест Стэнд всего-то в 130 тысяч фунтов, причем была предусмотре­на возможность увеличения количества мест.


    Западная трибуна стала только первым актом долгосрочного проекта перестройки стадиона, и Брайан Мире под впечатлени­ем от результатов команды решил, что продолжение должно по­следовать незамедлительно. Речь шла о полностью крытом стади­оне на 60 тысяч сидячих мест. Обновленный «Стамфорд Бридж» должен был иметь прямое сообщение со станцией метро Fulham Broadway. Новая Восточная трибуна должна была состоять из трех ярусов, иметь 156 оборудованных VIP-боксов. Предполагалось от­крыть бары, рестораны, а также тренировочное поле. Чтобы болель­щикам было совсем уж комфортно, крыша должна была защитить их от осадков, а мощные кондиционеры — от холодов.


    В июне 1972 года была утверждена смета на общую сумму 5,5 млн фунтов. В Советском Союзе к 1980 году обещали построить отдельные квартиры для всех граждан, в «Челси» — новый стади­он. Оба плана оказались утопией. Уже в ходе работ по созданию Восточной трибуны стало понятно, что реализация проекта в пре­делах утвержденного бюджета невозможна.


    Мире подверг клуб слишком большому риску. Даже если бы ко­манда продолжила прогрессировать, все равно финансовые издерж­ки покрывались бы с трудом. Проект не был защищен на случай ухудшения политической или экономической ситуации. Именно это и произошло, когда в 1973 году начались проблемы в британ­ской экономике. Энергетический кризис вкупе с крушением фон­дового рынка привел к сокращению ВВП страны на 3,9%. Ры­нок недвижимости оказался парализован. Забастовки, сокращение рабочей недели, задержки поставок материалов, особенно стали, существенно увеличили расходы. Кроме того, почему-то подрядчи­ком была выбрана строительная компания Darbourne and Darke, которая не имела ни малейшего опыта в возведении стадионов.









 

0 посетителей, 0 комментариев, 2 ссылки, за 24 часа