2012/03/20 02:23:59
«Московский автовокзал — снимать запрещено!» - 2

Моя история о попытке отстоять своё право на свободу фотографии на Московском автовокзале.
У меня есть увлечение — фотосъёмка транспорта, в основном автобусов. Дело это абсолютно некоммерческое. Фотографии можно увидеть на сайте «Автобусный транспорт. Объединённая фотогалерея».
Речь пойдёт об инциденте, произошедшем на Московском автовокзале у метро «Щёлковская».

Я шёл от метро к автобусной остановке и по пути решил сфотографировать несколько автобусов, находящихся на стоянке автовокзала. Далее, чтобы не повторять информацию, просто процитирую своё обращение, отправленное 10 августа 2011 через интернет-приёмную в Генеральную прокуратуру РФ:

«09 августа 2011 года в 19:50 на территории Московского автовокзала, расположенного по адресу: г. Москва, улица Уральская, д.2, находящегося в ведении Управления автовокзалов и автостанций – филиала ГУП Московской области "Мострансавто" (адрес Управления: 107497 г.Москва, ул. Уральская, д.2) я производил в личных целях фотосъемку пассажирских транспортных средств (автобусов), находившихся на территории автовокзала. Располагался я вне проезжей части и движению автобусов не препятствовал. Вспышка при фотосъемке не использовалась.
В процессе съемки ко мне подошел непредставившийся сотрудник обслуживающей автовокзал ведомственной охраны с номером нагрудного жетона 2128 и потребовал прекратить фотосъемку, мотивировав свой запрет правом частной собственности и запретом администрации. В ответ на мои сомнения в законности подобного запрета охранник по рации вызвал своего руководителя, назвавшегося Начальником караула и предъявившего удостоверение на имя Расулова Магомеда Гусеновича, который подтвердил запрет на фотосъемку и сослался на распоряжение администрации автовокзала.
Я полагаю, что Территория автовокзала является общедоступным местом и запрет на фотосъемку ограничивает мои права.
В связи с вышеизложенным прошу органы Прокуратуры:
— провести проверку законности действий сотрудников Ведомственной охраны Московского автовокзала;
— при обнаружении в распоряжениях Администрации Московского автовокзала или в распоряжениях Управления автовокзалов и автостанций ГУП Московской области "Мострансавто" или в иных документах ГУП Московской области "Мострансавто" фактов нарушения моих прав на свободное фотографирование в личных целях, гарантированное 29 статьей Конституции, потребовать устранения данных нарушений;
— принять другие необходимые меры прокурорского реагирования с целью обеспечения законных прав граждан на фотосъемку на объектах ГУП Московской области "Мострансавто" на территории Москвы и Московской области.»



(на фото сотрудник Ведомственной охраны Минтранса РФ, прячущий свой жетон №2128)

18 Августа 2011 года я получил письмо из Генпрокуратуры РФ, которым меня проинформировали, что «в соответствии с п.3.2 инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 № 200», моё обращение «направляется для рассмотрения по существу» в Прокуратуру города Москвы.
Еще через три недели, 12 сентября, я получил письмо из Прокуратуры города Москвы. В нём говорилось, что моё обращение «направляется для рассмотрения по существу» в Преображенскую межрайонную прокуратуру города Москвы.
После этого наступило затишье на несколько месяцев.

За это время из сюжета «Московский автовокзал — снимать запрещено!» я узнал об аналогичном разбирательстве, закончившимся поражением (хотелось бы верить — временным) фотографа.

Отчаявшись получить ответ, я написал обращение в Преображенскую межрайонную прокуратуру города Москвы и в Прокуратуру города Москвы (для контроля):

«Согласно письму Прокуратуры города Москвы № 45р-2011/98643 от 01.09.2011 (копия прилагается) в Преображенскую межрайонную прокуратуру города Москвы направлено для рассмотрения по существу мое обращение о факте нарушения моих прав, имевшем место 09.08.2011 на Московском автовокзале, с предписанием сообщить заявителю, т.е. мне, о принятом решении.
Однако по состоянию на 02.02.2012 мной не получено никаких сведений из Преображенской межрайонной прокуратуры города Москвы по существу изложенного в обращении дела.
Прошу:
1. Преображенскую межрайонную прокуратуру города Москвы проинформировать меня о принятом решении по результатам рассмотрения по существу моего обращения.
2. Прокуратуру города Москвы проконтролировать выполнение сотрудниками Преображенской межрайонной прокуратуры города Москвы регламента по работе с обращениями граждан.»


Наконец, 6 марта 2012 был получен долгожданный ответ, который, впрочем, иначе, чем отпиской назвать сложно. Суть их позиции такова: в моём обращении фактов нарушения закона нет, есть лишь доводы о нарушении гражданских прав (как будто нарушение прав не является нарушением закона); Управление Автовокзалов и автостанций может противодействуя терроризму фотосъёмку запрещать, а я не причиняя ущерба юридическому лицу фотосъёмку могу производить. Как совместить мое подтверждённое право на фотосъёмку с подтверждённым же их правом на противодействие этому не разъясняется.
Ниже полный текст ответа Преображенской межрайонной прокуратуры города Москвы (в сопроводительном письме утверждается, что они отправляли мне ответ аж 21.09.2011):

«Межрайонной прокуратурой рассмотрено Ваше обращение о несогласии с действиями сотрудников Управления Автовокзалов и автостанций филиал ГУП МО «МОСТРАНСАВТО», нарушении Ваших прав на производство фотосъёмки.
Разъясняю, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в органах прокуратуры разрешаются обращения, содержащие сведения о нарушении закона.
В Вашем обращении указанных нарушений закона не содержится, а указаны доводы о нарушении Ваших гражданских прав со стороны работников ведомственной охраны Управления Автовокзалов и автостанций филиал ГУП МО «МОСТРАНСАВТО».
В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Следовательно, Управление Автовокзалов и автостанций филиал ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» также имеет определённые гражданские права, в том числе и на обеспечение безопасности эксплуатации предприятия автотранспорта, защите объекта в целях противодействия терроризму.
По доводу о нарушении вышеуказанными действиями работников Управления Автовокзалов и автостанций филиал ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» ст. 29 Конституции Российской Федерации также разъясняю, что согласно ч. 4 ст. 29 Конституции каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Поэтому законность Вашего права свободно производить фотосъёмку на территории юридического лица, без причинения какого-либо ущерба данному юридическому лицу также подлежит подтверждению.
Учитывая вышеизложенное, на основании ст.ст. 3, 22 ГПК РФ Вы вправе обратиться в суд за защитой нарушенного либо оспариваемого права, считая свои права нарушенными действиями сотрудников Управления Автовокзалов и автостанций филиал ГУП МО «МОСТРАНСАВТО».

Межрайонный прокурор С.Н. Волков»
540 посетителей, 2 комментария, 3 ссылки, за 24 часа