2015/12/17 14:01:09
Каким мы привыкли видеть аэропорт?
Манящие огни подъездной автострады, стеклянные стены терминалов, огромные светлые залы, длинные ряды стоек регистрации и шумные толпы.
А бывает по-другому. Бывает так, что аэропорт совсем небольшой, и обслуживает он всего несколько рейсов в день, но значимость его для людей едва ли выше, чем в первом случае.
Потому что бывает так, что полеты – этот не роскошь, не развлечение и не способ развить и без того успешный бизнес. Иногда полеты – единственный для людей способ связи с внешним миром и аэропорт – единственная возможность отправиться в путешествие.

Такой, например, аэропорт в Нарьян-Маре. Расположенный далеко за полярным кругом он выполняет очень важную функцию, обеспечивает транспортную доступность всего Ненецкого Автономного округа. Это настоящие ворота в Арктику, перевалочный пункт для всех, кто хочет попасть на Северный Полюс. А базирующиеся там вертолеты часто используются для проведения поисково-спасательных операций в регионе. Аэропорт обслуживает не только привычные и понятные нам среднемагистральные самолеты, но и воздушный флот, используемый для местного сообщения – самолеты Ан-2 и вертолеты.
Аэродром Нарьян-Марского аэропорта оборудован двумя полосами, одна из которых обслуживает как раз местную авиацию и обеспечивает возможность посадки Ан-2 на полозьях. Аэропорт остается одним из немногих в России не отделенным от авиакомпании. Кроме того, у аэропорта довольно сложная структура собственности – часть территории аэродрома находится в ведении Минобороны.

Поэтому перед небольшим, казалось бы, аэропортом стоят очень сложные задачи. Выполняя крайне важную социальную функцию аэропорт должен каким-то образом вписываться в изменчивую рыночную конъюнктуру. Для крупных хабов можно рассматривать какие-то типовые модели развития, опираясь на накопленный опыт и исходя их экономической целесообразности, то обеспечение деятельности аэропорта малой интенсивности полетов – вопрос очень тонкой настройки. Каждый из них индивидуален и не терпит «причесывания под одну гребенку». И каждый играет важную роль.

При этом у аэропорта с малой интенсивностью полетов нет возможности получать в достаточном количестве неавиационные доходы, поэтому прибыль поступает только от непосредственной деятельности. Но поднимать сборы за взлет-посадку для местных рейсов до значений, обеспечивающих рентабельность, конечно, не представляется возможным. Тем более, что полеты субсидируются из местного бюджета – население округа не в состоянии оплачивать полную стоимость перелета. Осложняющим обстоятельством остается, конечно, крайне специфический климат Заполярья. А требования с точки зрения обеспечения безопасности и организационных процессов, например, к аэропорту такие же как для «больших».

Побывав там, посмотрев, как функционирует эта сложнейшая система, должен отметить, что огромный вклад в развитие этого транспортного узла делает его руководство и руководители округа.
Тогда нам удалось пообщаться с Генеральным Директором авиапредприятия  Валерием Остапчуком и начальником аэропорта Андреем Овчинниковым. Эти люди - носители уникальных знаний о том, как управляться о столь непростым экономическим объектом и благодаря им мы смогли побывать на перроне этого маленького, но очень важного аэропорта.





2. Аэропорт Нарьян-Мар. Статус аэропорта:  регионального значения. Внутренние коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы на территории РФ.

3. Принимаемые типы воздушных судов: Ту-134, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Як-40, Ил-18, Як-42, Ил-114, Ан-74, Боинг 737-500, CRJ-100/200, др.типы ВС III и IV
класса, вертолеты всех типов.


4. Базирующиеся авиакомпании  ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», ОАО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд», ООО «Лукойл-Авиа»


5. Из Москвы можно долететь самолетами авиакомпаний UTair и NordAvia


6. С помощью авиации окружной центр г. Нарьян-Мар связан со всеми населенными пунктами округа. Услуги по авиационным перевозкам на местных
воздушных линиях и аэропортовому обслуживанию в аэропорту Нарьян-Мар и приписных аэропортах предоставляет ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд».
Полеты выполняются  на самолетах Ан-2 и вертолетах Ми-8.


7.  В округе 16 аэродромов местных воздушных линий (МВЛ): Нижняя Пеша, Белушье, Вижас, Волоковая, Индига, Каратайка, Коткино, Лабожское, Несь,
Ома, Снопа, Усть-Кара, Харута, Хорей-Вер, Чижа, Шойна и вертолетные площадки Волонга, Бугрино (о. Когуев) и Варнек (о. Вайгач)


8. Зимой авиация встает на лыжи, летом понятное дело на колеса. Но если зимой к малым населеным пунктам округа можно добраться по зимникам,
то летом спасение только одно - местная авиация.


9. Трудяга Ан-2


10. В настоящее время парк ВС авиапредприятия насчитывает 11 вертолетов Ми-8Т, 2 вертолета Ми-8ТП, 3 вертолета Ми-8МТВ-1 и 8 самолетов Ан-2.


11.В период весенне-летней распутицы и соответствующих ограничений в полетах самолетов Ан-2 из-за затопления и размокания ВПП, в период ледостава
и ледохода на р. Печора рейсовые полеты на МВЛ полностью ложатся на вертолеты Ми-8.


12. Вертолеты Ми-8 и Ми-8МТВ обеспечивают  потребности предприятий топливно-энергетического комплекса, лесной промышленности и сельского хозяйства.


13. Выполняют социально значимые перевозки пассажиров и функции по медицинскому обслуживанию населения и обеспечению спасательных работ,
вылеты в зоны чрезвычайных ситуаций.


14. Движение в определенные моменты времени очень оживленное. Вертолеты взлетают и садятся постоянно


15. Посадка


16.


17. Еще один


18. Заруливает на стоянку


19. Вахту привезли


20. Детали машины


21. Вертолет Лукойл


22. Ан-24РВ авиакомпании КАТЭКАВИА с модифицированным выхлопом. Шутка:)


23. Рулит на взлет


24. Взлет! На заднем плане диспетчерская вышка Госкорпорации по ОРвД


25. Ту-134 частый гость аэропорта.


26.737  тоже


27. Ан-30 на постоянном дежурстве - с его помощью осуществялются поисково-спасательные работы.


28. А вот на этот взлет я хочу обратить ваше внимание особо. Видите над шасси и под кабиной чехлы?


29. Это баллонеты. Вертолеты авиапредприятия часто совершают полеты над морем к дальним вертолетным площадкам округа. Для обеспечения приводнения
и покидания вертолета экипажем после аварийного приводне­ния вертолет снабжен баллонетами.



30. Аварийные баллонеты - съемное оборудование, устанавливаемое на вертолет при полетах над водной поверхностью. Изготовлены из водонепрони­цаемой ткани.
Расположены на правом и левом бортах фюзеляжа и крепятся к ним на специ­альных рамах. В нерабочем положении баллонеты свернуты и закрыты створками.
 Для выпуска баллонетов на вертолете имеется специальная пневмосистема, наполняющая их воздухом..


31. Аварийные баллонеты удерживают вертолет на плаву при волнении моря пять баллов не менее 2 часов, и позволяют вертолету взлететь после посадки на воду.
Такие дела. Море серьезная стихия и с ней надо только на Вы.


32. Чуть не забыл. В то время проходили ежегодные всероссийские соревнования на Кубок Героя России Артура Чилингарова.
На этих самолетах прилетали гости Буран-Дей-2015. 737-500 Трансаэро Империал.


33.Старый знакомый Embraer Legacy 650,регистрационный номер RA-02777, авиакомпании Premier Avia


34. И снова про вертолеты - на время стоянки на лопасти надевают чехлы для защиты от внешних воздействий, связанных с непростыми метеоусловиями
в районе аэропорта.


35. Отдых перед работой.


36. Закатный кадр с памятником вертолету Ми-8. Его установили в честь работников Нарьян-Марского авиаотряда, которые первыми в Архангельской области в 1967 г.
освоили турбовинтовые вертолеты.
Установлен в 1997 году. Бортовой номер машины: RA-25812


37. А дальше наступила ночь. А после нее наступит день и о нем будет отдельная история.


Оставайтесь на связи!

Благодарю за содействие руководство  ОАО "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд" и всех кто помогал нам тогда!
Спасибо!


21 посетитель, 73 комментария, 72 ссылки, за 24 часа