Манящие огни подъездной автострады, стеклянные стены терминалов, огромные светлые залы, длинные ряды стоек регистрации и шумные толпы.
А бывает по-другому. Бывает так, что аэропорт совсем небольшой, и обслуживает он всего несколько рейсов в день, но значимость его для людей едва ли выше, чем в первом случае.
Потому что бывает так, что полеты – этот не роскошь, не развлечение и не способ развить и без того успешный бизнес. Иногда полеты – единственный для людей способ связи с внешним миром и аэропорт – единственная возможность отправиться в путешествие.
Такой, например, аэропорт в Нарьян-Маре. Расположенный далеко за полярным кругом он выполняет очень важную функцию, обеспечивает транспортную доступность всего Ненецкого Автономного округа. Это настоящие ворота в Арктику, перевалочный пункт для всех, кто хочет попасть на Северный Полюс. А базирующиеся там вертолеты часто используются для проведения поисково-спасательных операций в регионе. Аэропорт обслуживает не только привычные и понятные нам среднемагистральные самолеты, но и воздушный флот, используемый для местного сообщения – самолеты Ан-2 и вертолеты.
Аэродром Нарьян-Марского аэропорта оборудован двумя полосами, одна из которых обслуживает как раз местную авиацию и обеспечивает возможность посадки Ан-2 на полозьях. Аэропорт остается одним из немногих в России не отделенным от авиакомпании. Кроме того, у аэропорта довольно сложная структура собственности – часть территории аэродрома находится в ведении Минобороны.
Поэтому перед небольшим, казалось бы, аэропортом стоят очень сложные задачи. Выполняя крайне важную социальную функцию аэропорт должен каким-то образом вписываться в изменчивую рыночную конъюнктуру. Для крупных хабов можно рассматривать какие-то типовые модели развития, опираясь на накопленный опыт и исходя их экономической целесообразности, то обеспечение деятельности аэропорта малой интенсивности полетов – вопрос очень тонкой настройки. Каждый из них индивидуален и не терпит «причесывания под одну гребенку». И каждый играет важную роль.
При этом у аэропорта с малой интенсивностью полетов нет возможности получать в достаточном количестве неавиационные доходы, поэтому прибыль поступает только от непосредственной деятельности. Но поднимать сборы за взлет-посадку для местных рейсов до значений, обеспечивающих рентабельность, конечно, не представляется возможным. Тем более, что полеты субсидируются из местного бюджета – население округа не в состоянии оплачивать полную стоимость перелета. Осложняющим обстоятельством остается, конечно, крайне специфический климат Заполярья. А требования с точки зрения обеспечения безопасности и организационных процессов, например, к аэропорту такие же как для «больших».
Побывав там, посмотрев, как функционирует эта сложнейшая система, должен отметить, что огромный вклад в развитие этого транспортного узла делает его руководство и руководители округа.
Тогда нам удалось пообщаться с Генеральным Директором авиапредприятия Валерием Остапчуком и начальником аэропорта Андреем Овчинниковым. Эти люди - носители уникальных знаний о том, как управляться о столь непростым экономическим объектом и благодаря им мы смогли побывать на перроне этого маленького, но очень важного аэропорта.
3. Принимаемые типы воздушных судов: Ту-134, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Як-40, Ил-18, Як-42, Ил-114, Ан-74, Боинг 737-500, CRJ-100/200, др.типы ВС III и IV
класса, вертолеты всех типов.
4. Базирующиеся авиакомпании ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», ОАО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд», ООО «Лукойл-Авиа»
5. Из Москвы можно долететь самолетами авиакомпаний UTair и NordAvia
6. С помощью авиации окружной центр г. Нарьян-Мар связан со всеми населенными пунктами округа. Услуги по авиационным перевозкам на местных
воздушных линиях и аэропортовому обслуживанию в аэропорту Нарьян-Мар и приписных аэропортах предоставляет ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд».
Полеты выполняются на самолетах Ан-2 и вертолетах Ми-8.
7. В округе 16 аэродромов местных воздушных линий (МВЛ): Нижняя Пеша, Белушье, Вижас, Волоковая, Индига, Каратайка, Коткино, Лабожское, Несь,
Ома, Снопа, Усть-Кара, Харута, Хорей-Вер, Чижа, Шойна и вертолетные площадки Волонга, Бугрино (о. Когуев) и Варнек (о. Вайгач)
8. Зимой авиация встает на лыжи, летом понятное дело на колеса. Но если зимой к малым населеным пунктам округа можно добраться по зимникам,
то летом спасение только одно - местная авиация.
9. Трудяга Ан-2
10. В настоящее время парк ВС авиапредприятия насчитывает 11 вертолетов Ми-8Т, 2 вертолета Ми-8ТП, 3 вертолета Ми-8МТВ-1 и 8 самолетов Ан-2.
11.В период весенне-летней распутицы и соответствующих ограничений в полетах самолетов Ан-2 из-за затопления и размокания ВПП, в период ледостава
и ледохода на р. Печора рейсовые полеты на МВЛ полностью ложатся на вертолеты Ми-8.
12. Вертолеты Ми-8 и Ми-8МТВ обеспечивают потребности предприятий топливно-энергетического комплекса, лесной промышленности и сельского хозяйства.
13. Выполняют социально значимые перевозки пассажиров и функции по медицинскому обслуживанию населения и обеспечению спасательных работ,
вылеты в зоны чрезвычайных ситуаций.
14. Движение в определенные моменты времени очень оживленное. Вертолеты взлетают и садятся постоянно
15. Посадка
16.
17. Еще один
18. Заруливает на стоянку
19. Вахту привезли
20. Детали машины
21. Вертолет Лукойл
22. Ан-24РВ авиакомпании КАТЭКАВИА с модифицированным выхлопом. Шутка:)
23. Рулит на взлет
24. Взлет! На заднем плане диспетчерская вышка Госкорпорации по ОРвД
25. Ту-134 частый гость аэропорта.
26.737 тоже
27. Ан-30 на постоянном дежурстве - с его помощью осуществялются поисково-спасательные работы.
28. А вот на этот взлет я хочу обратить ваше внимание особо. Видите над шасси и под кабиной чехлы?
29. Это баллонеты. Вертолеты авиапредприятия часто совершают полеты над морем к дальним вертолетным площадкам округа. Для обеспечения приводнения
и покидания вертолета экипажем после аварийного приводнения вертолет снабжен баллонетами.
30. Аварийные баллонеты - съемное оборудование, устанавливаемое на вертолет при полетах над водной поверхностью. Изготовлены из водонепроницаемой ткани.
Расположены на правом и левом бортах фюзеляжа и крепятся к ним на специальных рамах. В нерабочем положении баллонеты свернуты и закрыты створками.
Для выпуска баллонетов на вертолете имеется специальная пневмосистема, наполняющая их воздухом..
Для выпуска баллонетов на вертолете имеется специальная пневмосистема, наполняющая их воздухом..
31. Аварийные баллонеты удерживают вертолет на плаву при волнении моря пять баллов не менее 2 часов, и позволяют вертолету взлететь после посадки на воду.
Такие дела. Море серьезная стихия и с ней надо только на Вы.
32. Чуть не забыл. В то время проходили ежегодные всероссийские соревнования на Кубок Героя России Артура Чилингарова.
На этих самолетах прилетали гости Буран-Дей-2015. 737-500 Трансаэро Империал.
33.Старый знакомый Embraer Legacy 650,регистрационный номер RA-02777, авиакомпании Premier Avia
34. И снова про вертолеты - на время стоянки на лопасти надевают чехлы для защиты от внешних воздействий, связанных с непростыми метеоусловиями
в районе аэропорта.
35. Отдых перед работой.
36. Закатный кадр с памятником вертолету Ми-8. Его установили в честь работников Нарьян-Марского авиаотряда, которые первыми в Архангельской области в 1967 г.
освоили турбовинтовые вертолеты.Установлен в 1997 году. Бортовой номер машины: RA-25812
37. А дальше наступила ночь. А после нее наступит день и о нем будет отдельная история.
Оставайтесь на связи!
Благодарю за содействие руководство ОАО "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд" и всех кто помогал нам тогда!
Спасибо!