2014/10/11 16:24:06
История Ту-144 началась в июле 1961 года в Тушино. Во время большого авиационного парада Никита Хрущев, наблюдая за полетом сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22, спросил авиаконструктора Туполева: "Андрей Николаевич, а ты вместо бомб мог бы людей возить?" Туполев ответил, что работы над сверхзвуковым пассажирским самолетом уже ведутся...

IMG_1264 1

Рассмотрев несколько вариантов, конструкторы остановились на планере без хвостового стабилизатора с треугольным крылом сложной геометрии. При крейсерской скорости в 2,5 Маха (2500 километров в час) такая компоновка представлялась оптимальной.

Туполев оказался прав: проблемы, возникающие при полетах на сверхзвуковых скоростях, потребовали новых решений от авиационной науки. Модели планеров продували в огромных аэродинамических трубах ЦАГИ. Для контроля за потоками воздуха внутри самолета использовали воздушные шарики.

2

В конце 1968 года опытный самолет под индексом "044" (бортовой номер 68001) был готов. К тому времени уже успешно летал "самолет-аналог" - уменьшенная копия Ту-144 на базе МиГ-21. Выяснилось, что без стабилизатора и с новым крылом "аналоговый" МиГ развивает гораздо большую скорость. Он стал тренажером для первого экипажа Ту-144.

IMG_1342

Командиром первого экипажа назначили заслуженного летчика-испытателя СССР Эдуарда Еляна (он, кстати, предложил Туполеву конфигурацию крыла для Ту-144). Учитывая новизну и необычные свойства самолета, впервые в гражданской авиации в опытный образец установили катапультируемые кресла. В течение месяца летчики гоняли двигатели на земле, делали пробежки по взлетной полосе. 20 декабря самолет и экипаж были готовы к полету.

Еще 10 дней ждали погоду. Наконец, 31 декабря через 25 секунд после старта Ту-144 впервые оторвался от земли. Первый полет продолжался 37 минут, летчики отметили хорошую управляемость гигантской машины. Задание партии и правительства было выполнено - "Конкорд" поднялся в небо на два месяца позже, 2 марта 1969 года. За испытания лайнера Эдуарду Еляну присвоили звание Героя Советского Союза.

IMG_1268

3

IMG_1290


4

IMG_1297

5

IMG_1298

6

5 июня 1969 года самолет стал первым в истории пассажирским лайнером, преодолевшим звуковой барьер. Произошло это на высоте 11 километров. Через год на высоте 16 километров Ту-144 преодолел рубеж в 2 Маха, развив 2150 километров в час. Кстати, в обычных рейсах оба "суперсоника": советский и англо-французский, - по мере выработки топлива набирали высоту.

IMG_1301

7

IMG_1308

8

IMG_1336

9

В чем была продвинутость этого самолета? Почему его считают обогнавшим время на 20 лет? Объясню по возможности просто. Любой летательный аппарат имеет какие-то степени совершенства. Самое главное — его аэродинамические качества: то есть во сколько раз больше данный аппарат создает подъемную силу по отношению к тому сопротивлению, которое он вызывает. На «Ту-144» на «двойном махе» (двойной скорости звука) это 8,1. А на «Конкорде» — 7,7. (В то время «МиГи» имели 4,2 — 4,3.)

IMG_1370

10

IMG_1383

11

IMG_1401

12

IMG_1412

13

IMG_1322

14

Теперь к вопросу, кто у кого копировал линии: «Конкорд» у нас или мы у «Конкорда». На Западе был выпущен фильм, где меня, можно сказать, «купили». Купили не за деньги, а просто обвели вокруг пальца. Английское телевидение снимало фильм, мне они звонили домой и днем и ночью. Я раскрылся, я им все рассказывал, а потом, когда этот фильм увидел... сказал режиссеру: «Ты говно, фильм твой говно (прошу прощения), и чтобы ты забыл мой номер телефона». Они там все построили так, будто мы нашу разведку привлекли и их идеи использовали. Как можно идеи использовать? Вы, предположим, скульптор и жалуетесь, что какая-то там серость у вас «содрала» бабу с веслом. Но может ли «серость» сделать у этой бабы все пропорции идеальными? Я выступал в «Старой квартире», и они задали мне тот же вопрос. Я ответил: «Как можно сравнивать «Конкорд» и «Ту-144»?» «Ту-144» на международной выставке дизайна занял первое место. Есть знаменитая реплика Андрея Николаевича: «Некрасивые самолеты не летают».

7

15

IMG_1437

16

Фото на память у Ту-144:
Александр Леонидович Пухов - авиаконструктор, Андрей Петрович Войтюк - мэр г. Жуковский, Корнеев Александр Николаевич - ген. директор НИК, Амелюшкин Алексей Николаевич - "хранитель" Ту-144, Валерий Федорович Ваньшин - летчик-испытатель, Игорь Ермолин и Василий Панкратьев - сотрудникик НИК

IMG_1185

17

Александр Леонидович Пухов - авиаконструктор, в те годы молодой конструктор, работавший в группе создателей «Ту-144».

IMG_1213

18

Андрей Петрович Войтюк - мэр г. Жуковский (справа)

IMG_1219

19

Амелюшкин Алексей Николаевич - "хранитель" Ту-144

IMG_1230

20

IMG_1229

21

IMG_1391

22

Памятное фото с блогерами у Ту-144.

IMG_1422

23

IMG_1467

24

IMG_1490

25

IMG_1501

26

IMG_1513

27

Окончание встречи.

IMG_1533

Битва за сверхзвук...



Огромная благодарность за организацию встречи сотрудникам и руководству Научно-Инженерная Компания

ЗЫ - интересно, где можно купить эту книгу?



ЗЫЫ - фото кликабельные.
74 посетителя, 44 комментария, 70 ссылок, за 24 часа