2012/08/20 17:42:00
В этих ваших интернетах теперь нередко встречается максима "три Пусси Райот больше сделали для расшатывания власти Путина, чем вся белоленточная оппозиция".

И да, и нет. В абсолютных единицах, по мировому резонансу - да. Но без белоленточной оппозиции не получилось бы дело Pussy Riot в таком виде, в каком мы его наблюдали. Потому что кроме тех, кто спел в храме "Богородица, Путина прогони" и за это сел, были те, кто начали орать "Отпустите девочек, что за беспредел!" И это были именно белоленточники в большинстве своем, они обеспечили делу резонанс.

Они делали разное и по-разному. Их стратегии протеста оказались комплементарными.

Почему Pussy Riot в половине мировых СМИ, а "узники Болотной" - нет? Почему Надежда Толоконникова на обложке Шпигеля, а Навальный, который под судом ходит - нет? Почему им сочувствуют и за них вписываются по всему миру?

Мне кажется, ключ в той характеристике-обращении, которое им выдает большинство людей, обсуждающих ситуацию. "Девочки".

Это вызывает законное недоумение: какие они нафиг девочки, они совершеннолетние дееспособные и правоспособные граждане, с хорошим образованием, две из них - сами уже матери... Так?

И да, и нет.

Во-первых, они правда очень молоды. Надежде 22 года, Марии - только что исполнилось 24. Екатерина старше, ей 30, но она как раз, не будучи замужней женщиной и матерью, статусно и в общественном сознании еще легче трансформируется в девочку.

Во-вторых, форма протеста, которую они избрали (еще раз подчеркиваю - форма, а не содержание) - подростковый бунт, а не взрослый мятеж. То, о чем я писала несколькими постами ранее.
В отличие от белоленточников, которые пытаются разговаривать с властью по-взрослому, с позиции силы (и на этом проигрывают, потому что у власти сил больше), они протестуют из позиции "слабости". "Слабость" в ненасильственности их акций, в использовании для акций готовой инфраструктуры... И, конечно, в самом смысле их панк-молебна. "Богородица, Путина прогони" - это не угроза, не ультиматум, не заявление о собственной силе. Наоборот - это апелляция ребенка к Самому Главному Взрослому, Богине-Матери*.

И это противоречие между нарочито "детским" протестом и мощью репрессивного аппарата, обрушенного на них, цепляет наблюдателей. Что обычно делает человек, наблюдающий конфликт двух взрослых? В лучшем случае - пытается разобраться, что происходит, кто прав, а кто нет. В худшем - скажет "чума на оба ваших дома". А когда он видит взрослого, заламывающего руки ребенку? Скорее всего, вмешается сразу, выступив за ту или другую сторону. Сразу - потому что при сильном неравенстве сил конфликт быстро закончится, долго думать не получится. А сторону каждый выбирает по себе, в зависимости от своего опыта и убеждений. Кто-то в такой ситуации предпочтет присоединиться к более сильной стороне, кто-то присоединится к слабому. Но отреагирует, в любом случае, быстро и четко, без мучительных рефлексий в духе "если бы губы Никанора Ивановича приставить к носу Ивана Кузьмича...".

Это моя интерпретация произошедших событий и специфики возникшего резонанса.

В логике развития сюжета противостояния взрослого и ребенка обязан появиться другой взрослый - защитник. И, кстати, в этой логике становится как-то более понятна позиция православных. В христианстве отдельный человек занимает позицию ребенка перед Отцом Небесным. Ну а ревность сиблингов - страшной силы штука. Говорю как краевед.

ЗЫ То, что я описала - это интерпретация только одного из пластов ситуации. А ситуация сама по себе очень многогранна и многослойна.

*Говорят "когда Бог хочет покарать, он лишает разума". Процесс над Пусси Райот сложно охарактеризовать иначе чем "полный дурдом" и "они там все ебанулись штоле". Богородица-то, похоже, вняла...


DW
60 посетителей, 7 комментариев, 2 ссылки, за 24 часа