2014/08/25 21:41:48
в завершение рассказа о походе в музей Фаберже, как и обещала, покажу те пасхальные яйца, которые представлены в экспозиции музея. всего в музее девять "императорских" яиц. больше (десять) находится только в Оружейной палате в Москве.
всего известно о создании 71 экземпляра, из которых до наших дней дошли 62.
императорских (выполненных по заказам Александра III и Николая II) было 52, до нашего времени сохранились 46 штук; остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными.


с чего всё начиналось
в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы Фаберже привлекли внимание императора Александра III, в частности, Мария Федоровна приобрела несколько ювелирных изделий, стилизованных под античные украшения.
поэтому, когда император задумал изготовить пасхальный сюрприз для супруги, он вспомнил о Фаберже.
идея не была оригинальной - подобное яйцо хранилось в датском замке Розенборг в Копенгагене, на родине Марии Федоровны. этот подарок должен был напоминать ей о Дании.

вот этот подарок, созданный в 1885 году и положивший начало традиции:


«Куриное» яйцо снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка с рубиновыми глазками. курочка имеет шарнирный механизм, открываемый при помощи хвостового оперения, что позволяет получить доступ к ещё двум сюрпризам, которые в настоящий момент утеряны. это была миниатюрная копия императорской короны, изготовленная из золота и бриллиантов, и цепочка с рубиновым кулоном

«курочка» привела в восхищение императрицу и преподнесла ценный дар своему создателю — Карлу Фаберже было пожаловано звание Поставщика Императорского двора с правом изображения в своем фирменном знаке двуглавого орла. Фаберже получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием.

"Ренессанс", 1894


это ларец в форме яйца. с обоих сторон ларца размещены ручки в виде золотых львиных голов с кольцами в зубах. сюрприз яйца был утерян, однако существует предположение, что им было яйцо "Воскресение Христово", которое идеально подходит по размерам в яйцо "Ренессанс" и имеет схожее исполнение и цветовую гамму.


"яйцо с бутоном розы", 1895


это первое яйцо, подаренное Николаем II Александре Фёдоровне. яйцо открывается как бонбоньерка, являя спрятанный внутри бутон розы (в память о Дармштате, родине императрицы, гордившемся своими цветами). лепестки бутона раздвигались, открывая золотую корону с бриллиантами и рубинами и кулон с рубином. оба этих последних сюрприза утеряны. корона являлась указанием на новый титул Александры Фёдоровны как императрицы Российской империи.

"Коронационное", 1896


это яйцо было сделано в память о церемонии коронации Николая II. внутри яйца - миниатюрная копия императорской кареты 1793 года Екатерины II, использованная в коронационной процессии Николая и Александры, воспроизведенная до мельчайших подробностей: ее окна выполнены из горного хрусталя и гравированы изображением поднятых занавесок. при открывании дверей опускается крохотная подножка. внутри кареты потолок расписан, сама кабина подвешена на золотых рессорах, колеса одеты в платиновые шины.
на потолке кареты - крюк, на который подвешивался кулон (он утерян).

"Ландыши", 1898


при нажатии на боковые жемчужины из верхней части выдвигаются три медальона. на верхнем медальоне изображён Николай II, на боковых медальонах дочери, великие княжны Ольга и Татьяна. верхний медальон венчает корона.

"Петушок", 1900


яйцо-часы, подарок вдовствующей императрице Марии Федоровне. сюрпризом яйца является петушок с рубиновыми глазами, способный петь, раскрывать клюв и махать крыльями. движение обеспечивается заводным механизмом. петушок появляется из-под верхней ажурной крышки изделия либо с наступлением каждого нового часа, либо при нажатии секретной кнопки на корпусе яйца.

"Лавровое дерево", 1911


лавровое, или апельсиновое, дерево - подарок Марии Федоровне. сюрпризом является заводная крылатая певчая птичка, способная поворачивать голову, раскрывать клюв, петь и махать крыльями. птичка появляется из-под верхней ажурной крышки — среди ветвей и листьев скрыты замочная скважина и крошечный рычаг, при нажатии на который открывается шарнирная круглая вершина дерева и появляется сюрприз.
если я ничего не путаю, птичка декорирована настоящими шерстинками перьев колибри.

"Пятнадцатая годовщина царствования", 1911


на миниатюрах — 7 портретов членов императорской семьи и 9 сцен царствования, включая коронацию, открытие музеев и памятников, обретение мощей Серафима Саровского.

"Орден Святого Георгия", 1916


сюрприз — портреты императора Николая II и цесаревича Алексея. это последнее яйцо, полученное Марией Фёдоровной и единственное, которое ей удалось увезти.


другие пасхальные яйца из коллекции музея:
"Курочка Кельха", 1898. повторяет иконографию первого императорского «Куриного» яйца.


"Шантеклер Кельха", 1905. в этом яйце используется мотив императорского яйца «Петушок». сюрприз — работающий часовой механизм.


"Яйцо герцогини Мальборо", 1902. повторяет тип императорского яйца «Часы с синей змеёй». выполнено для Консуэло Вандербильт, герцогини Мальборо.


вот и всё :-)
надеюсь вы получили эстетическое удовольствие!
я желаю вам это увидеть своими глазами.
а мне осталось только еще раз сказать слова благодарности музею и заместителю директора по связям с общественностью Алексею Коломенцеву за этот поход и за прекрасную экскурсию.

другие посты о музее:
слоны Фаберже
музей Фаберже - Шуваловский дворец
17 посетителей, 41 комментарий, 16 ссылок, за 24 часа