2015/03/18 21:34:07
Мой знакомый французскобулочник, большой любитель время от времени пописывать хвалебные статейки о "успехах" "динамично развивающейся" империи, как-то написал одну такую, где привел Доклад Министерства Внуренних дел Российской империи по продовольственной кампании 1911-1912 годов. Речь там, кроме всего прочего, шла и о том, что "с декабря месяца (1911 года - прим.) в газетах стали появляться телеграммы о случаях смерти от недоедания, а также о самоубийствах, вызванных голодом ... о распродаже голодными крестьянами детей киргизам... По сообщениям этим производились самые тщательные проверки. ... Все эти сообщения оказались неверными". К проверкам привлекались и чины МВД.

Мой "друг" опирался на этот официальный документ, как на железобетонное доказательство того, что никаких голодных смертей в этот период не было и быть не могло. Дескать, да, был "недород", но правительство и общественность оказывали максимальную помощь голодающим и, естественно, никто от голода умереть не мог. А от последствий голода (от употребления в пищу суррогатов, повышенной заболеваемости из-за ослабления организма)? Об этом, конечно, умалчивается...

По поводу, как правительство и общественность помогали, я, как-нибудь, в другой раз приведу ряд любопытных источников по этому вопросу. Французскобулочникам, обещаю, плакать придется! Сегодня меня интересует другое - можно ли верить всему, что заявляло Министерство Внутренних дел Российской империи по голоду? Можно ли верить официальной статистике по этому же вопросу?

Ответы я нашел в литературе царского периода, причем у самых разных авторов.

Источник № 1. Министр врет! И губернатор тоже! 



Источник:

Никитенко, Александр Васильевич (1804-1877).
Моя повесть о самом себе и о том, "чему свидетель в жизни был" : Зап. и дневник (1804-1877 гг.) : С портр. авт. / А.В. Никитенко. - 2-е изд., испр. и доп. по рукописи под ред., с примеч., [предисл.] и алф. указ. М.К. Лемке. Т. 1-2. - Санкт-Петербург : М.В. Пирожков, 1904-1905. - 2 т.; 26. - (Исторический отдел; № 12).
[Дневник : 1861-1877 гг.]. - 1905. - [8], 611 с

ИСТОЧНИК № 2. Ба! Да здесь фальсифицируют статистические данные, и голода никакого нет! А "общественности", в лице британского консула, организовавшим помощь страдавшим от голода "палки в колеса"! Вот вам "помощь"! Вот вам "содействие"...



Источник:

Немирович-Данченко, Василий Иванович (1848-1936.).
Беломорье и Соловки : Воспоминания и рассказы / Вас. Ив. Немирович-Данченко. - 4-е изд. - Киев : Ф.А. Иогансон, 1892. - [4], 348 с.; 19

ИСТОЧНИК № 3 Ну это - полный беспредел! Цесаревич "наряжает особый комитет ... для помощи голодающим", а министр Внутренних дел Валуев "опровергает всякий голод"! И кто после этого дурак, цесаревич или министр?





Источник:

Скальковский, Константин Аполлонович (1843-1906).
Наши государственные и общественные деятели / Соч. авт. "Современной России". - 2-е изд. - Санкт-Петербург : тип. А.С. Суворина, 1891. - X, 586 с.; 20

ИСТОЧНИК № 4 Голода, конечно, не было, был "недород"! ... Ага в 1891-1892 годах... И откуда статистике взяться, если "стеснения ... делались по отношению к лицам и учреждениям, желавшим произвести научно-статистические исследования..."?



Источник:

Тарасевич, Лев Александрович (1868-1927).
... О голодании : Речь, произнес. во втором общ. собр. 10 Пирогов. съезда (2 мая 1907 г.) / Прив.-доц. Л.А. Тарасевич. - Киев : Сотрудник, 1907. - 32 с.; 25

Вместо p.s.

Так можно или нет, верить официальным отчетам МВД и статистике по "недороду" (читай - голоду)? Вот "мой" ответ:



Источник:

Теплов, Григорий Алексеевич.
Опыт улучшения быта крестьян / Соч. Г.А. Теплова. - Москва : тип. В. Готье, 1870. - [4], IV, 248, XXIX с.; 24

Это означает только одно - недород - неурожай, голод - следствие неурожая и грабительской политики по отъему у крестьянства средств на прокормление в виде податей и сборов. Опираться на отчеты МВД, при официальной политике, что голода нет, а есть "недород", глупо, ибо сверху четко и однозначно указано - голода нет! А на нет, как говорится, и суда нет. Так что не ищите голод ни в отчетах МВД, ни в статистике. Его там нет!

И еще.

«Русская деревня до революции хронически голодала - это непреложная истина, опровергающая сказочки о "кисельных берегах". Надежным свидетелем может послужить автор написанных в эмиграции воспоминаний А.Н. Наумов, бывший в 1915-1916 гг. министром земледелия. Он участвовал в борьбе с "самарским голодом" еще в конце прошлого века, когда "небывалые недороды 1897-1898 гг. повлекли за собой почти повсеместное недоедание, а в ряде районов настоящий голод с его последствиями -- цингой и тифом". "Что же мне пришлось увидеть? Россия фактически не вылезает из состояния голода то в одной, то в другой губернии, как до войны, так и во время войны".

Видный сановник Ламздорф оставил схожие воспоминания: "От просящих хлеба нет прохода. Окружают повсюду толпой. Картина душераздирающая. На почве голода тиф и цинга". Мало того, министр иностранных дел Гире "в ужасе от того, как относятся к бедствию государь и интимный круг императорской семьи". Царь... не верит, что есть голод! За завтраком в тесном кругу "он говорит о голоде почти со смехом". Находит, что раздаваемые пособия только деморализуют народ, вышучивает тех, кто уезжает в губернии, чтобы наладить помощь. Такое отношение к бедствию "разделяется, по-видимому, всей семьей".

Когда общественность сама пыталась организовать хоть какую-то помощь, этому мешали те же сановники. Полковник А.А. фон Вендрих, инспектор министерства путей сообщения и фаворит царя, посланный особоуполномоченным в пострадавшие от голода районы, дезорганизовал грузовое движение на центральных магистралях, загнал в тупик одиннадцать тысяч вагонов с зерном, шесть с половиной миллионов пудов подмокли и стали гнить.

Доложили царю. Николай раздраженно отмахнулся:

"Не говорите о нем вздора, это достойный офицер. Всяких побирающихся будет много, а таких верных людей, как Вендрих, раз-два и обчелся".

Вендрих просто гноил отправленный голодающим хлеб. Алабин, председатель Самарской  губернской  земской  управы,  получив крупные  взятки  от хлеботорговцев, отправил голодающим гнилую муку, а в другие районы – зерно с примесью ядовитых семян куколя и других сорняков.

Начались эпидемии, люди гибли от отравления. Алабина отдали под суд, но оправдали ввиду "неумелости".

Еще один фаворит царя, товарищ министра внутренних дел Гурко, которому было поручено создать резерв зерна, за взятку переуступил свои полномочия иностранцу Лидвалю, а тот вообще сорвал поставки. Наумов, говоря о голоде, особо  подчеркивал  "неподготовленность  административных  верхов,  их неспособность обеспечить снабжение, учет и размещение по стране имеющихся запасов". Так стоит ли удивляться, что по всей стране горели помещичьи усадьбы и идиллические "дворянские гнезда"?

Александр Бушков "Россия, которой не было"
87 посетителей, 70 комментариев, 33 ссылки, за 24 часа