2014/02/15 21:57:56
Некоторое количество лет тому назад мировая популярная психология сгенерировала новый отменный инструмент для любителей и знатоков самобичевания. Тьфу, саморазвития. Ну, просто крайне редко приходится видеть, чтоб оное саморазвитие производилось на основе "Ай, я молодец какой!", "Ай, вот же умница я!", вот и путаю.

Инструмент этот стали называть прокрастинацией. И бывали случаи, когда некоторые из моих клиентов по случаю просвещались, что есть еще и такое, новое ругательство, и - скорей же, скорее, доктор! - желали узнать, как перестать прокрастинировать.

И вот сегодня вечером что-то вдруг и подумал я изложить, что же делать с клиентом, почерпнувшимся этим новым знанием.

Сначала я говорю что-нибудь в духе, что еще не все науки доктор превзошел, ибо много пил чаю и в окно смотрел, считал в окне ворон, и вот с прокрастинацией тоже как-то неудобно вышло. Поэтому - не соблаговолит ли многоуважаемый клиент рассказать, о чем, собственно, речь.

Клиент, конечно, говорит долго и сложно, но постепенно суть сводится к тому, что прокрастинация - это когда бездельничаешь вместо того, чтобы заниматься делом.

В этом месте имеет смысл проявить неподдельное любопытство и попросить клиента описать подробно и детально, как именно он бездельничает.

Клиент излагает, что, например, он валяется на диване, смотрит телевизор, кушает печеньку и иногда смотрит в фейсбучик.

Здесь до клиента имеет смысл донести, что только что он описал кучу занятий: валяться на диване - раз, смотреть телевизор - два, кушать печеньку - три, смотреть в фейсбучик - четыре. Бездельничать подразумевает находиться без дела. Находиться без дела означает ничего не делать. Почтеннейший же описывает, что делает одновременно аж четыре дела. Почтеннейший сильно и усердно занят, а не бездельничает. Соответственно: в чем проблема-то?

Озадачивается клиент обычно ненадолго, и быстро заходит с другого конца: излагает что-нибудь в том духе, что есть дела полезные и есть бесполезные. А он занят как раз бесполезными. И это вот-то и есть плохо!

Здесь до клиента доносится, что доктору вот, например, сложно предположить, что, лежа на диване и кушая печеньку, клиент извивался непрестанно в страшных душевных муках и кричал "Ненавижу эту печеньку!! Отпусти меня, злой телевизор!!", но трясущаяся его рука сама засовывала печеньку в рот, а вторая рука никак не попадала по кнопке выключения телевизора на пульте. Доктору значительно легче предположить, что клиент лежал и кушал печеньку, глядя в телевизор, не без некоторого, пусть даже и сомнительного, но - удовольствия. А удовольствие - это эмоция. А эмоция - это не что иное, нежели индикатор удовлетворения нами наших потребностей. Две лампочки, красная и зеленая. Красная загорается, если потребность не удовлетворена, зеленая - когда удовлетворяется потребность. Следовательно, клиент удовлетворял свои потребности. А потребности удовлетворять - очень полезно. Если клиент сомневается - пусть прямо сейчас попробует не дышать и через это оценит полезность удовлетворения потребностей, я подожду. А заодно и проверит, правильно ли я объяснил, какой смысл у эмоции - мне видится, что не дышать клиенту не понравится.

В этом месте клиент может сказать, что, мол, не всегда же и не все же потребности удовлетворять полезно. Сие просветление имеет смысл поддержать, и сообщить, что таки да - героин вот, например, употреблять, как говорят, очень приятно. Но, опять же, говорят, что в конце концов от этого можно и помереть. А это означает, что у нас есть и другая, еще одна потребность - жить. И эти две потребности попросту вступают в противоречие.

Смышленый клиент здесь начинает догадываться.

Нет никакой прокрастинации. Есть совершенно простая ситуация. Две, допустим, потребности. Удовлетворением одной мы себя надумались порадовать в перспективе. Удовлетворением других мы себя радуем прямо сейчас.

То, что радует прямо сейчас - оно ж и радует прямо сейчас.
А то, что порадует потом - так это ж потом.
И нафига это потом, когда есть вот прямо сейчас?

Тем более, что по пути к этим грядущим радостям надо еще кучу дел попеределать. Которые обычно никакой особой радости не доставляют, а вместо этого являются обременительными хлопотами.
И эти хлопоты, к слову, можно хоть прямо вот сейчас и начинать.
То есть вот прямо вот сейчас начинать менять уже имеющиеся под рукой удовольствия на хлопоты? Ради удовольствий, которые, может быть, будут?
Не, ну его нафиг. У меня удовольствия уже есть, мне норм.

Единственное здравое соображение здесь - о том, что грядущие радости могут быть побольше по размеру. И эдак вот повкуснее. То бишь сопоставить масштаб того, чем мы радуем себя сейчас, и чем сможем порадовать себя потом.
Если не вдохновляет - тогда надо успокоиться уже и перестать дурить себе голову. Ибо нафига вам нужно то, что вам в действительности и не нужно? Вам и так хорошо. Уже.

А вот потом главное - не забывать. Перемещать фокус внимания с текущих малых радостей на грядущие BIG удовольствия.
Потому что по сути вся проблема в том, что мы с этих больших радостей смещаем фокус внимания либо на трудности по пути к цели, либо на малые радости.

Спасибо за внимание, не скучайте.
60 посетителей, 31 комментарий, 0 ссылок, за 24 часа