2012/06/28 18:28:58
     
(2008 г. )                     

Влечение к приключениям и стечение обстоятельств «забросили» меня на далёкий австралийский континент.
Здесь у меня появилось немало интересных хобби, которыми я не занималась в России: там были совсем другие увлечения.

Почему мой выбор пал именно на керамику? Сначала я пробовала учиться живописи: прошла полуторамесячный курс для начинающих в городской Галерее нашего города. Мне очень нравятся картины, особенно написанные маслом. Наблюдая за их сосредоточенностью и мастерством, я думала, что когда-нибудь тоже попробую себя в этой роли.

Но сама взявшись за кисть, живописью почему-то «не зажглась». И преподаватель у нас был хороший, и студенты, и все возможности. Но... Всё-таки мне «ближе к сердцу» то, что имеет «фигуру» и может быть сформировано вручную. Например, скульптура, керамика... И вот пару лет назад я поступила учиться на предмет «Керамика» в государственный колледж под названием TAFE (Tertiary and Further Education).

В нашем городе для любителей керамики есть и «Гончарный Клуб». Но занятия в нём дороже, чем в колледже да и часов меньше. И, кроме того, для студентов колледжа существует немало других всевозможных привилегий.

В колледже предмет «керамика» входит в Certificate III in Visual Arts and Contemporary Craft (по-русски - «Изобразительное искусство и Современное Ремесло»). Проучившись на этом курсе один год на full-time (ежедневно часов по пять-шесть), можно получить сертификат 3, два года - сертификат 4, а ещё полгода или год даёт право на получение диплома.
Перед зачислением я поговорила с преподавателем «керамики» Керри Гаерсон. Расспросила её о преимуществах учёбы на вечернем и дневном отделениях, программе и карьере выпускников. Керри убедила меня, что для начинающих больше всего подходит дневное отделение. Занятия керамики по расписанию - всего 1 день в неделю с 9 до 3-х. Перспективы для работы очень невелики и только для тех, кто открывает свой бизнес. Иногда бизнесменов-художников нанимает местное правительство, если нужно слепить или нарисовать какие-то украшения для города. Керри также подсказала, какую глину нужно купить, т.к. это не предоставлялось колледжем, как всё остальное.


Итак, с февраля 2008 года я стала студенткой предмета «керамики» на один день в неделю. Вначале, в нашей группе училось человек 12-14. Мне показалось, что это слишком много...
Особенно, когда каждый «тянул» преподавателя к себе, задавая тысячу вопросов: ведь открывалось столько всего нового и каждому хотелось попробовать свои силы. К концу года студентов осталось примерно десять.
Все - женщины в возрасте от 25 до 55 лет.  Правда, на вечернем отделении учился один парень-японец. И всё... Видимо, у австралийских мужчин намного меньше творческих способностей. Это меня, конечно, удивило, но, как говорится, в каждой стране - свои культурные особенности.

В нашей группе учились только две иностранки - я и Андреа из Германии. Все наши дамы оказались очень милыми - каждая со своей судьбой, про которую не держала секретов, со своим приятным характером и, конечно, с неповторимым вкусом «изобретать» в керамике что-то оригинальное, от чего у остальных рождались какие-то свои идеи. О некоторых из них я напишу попозже.   

К сожалению, я не знаю всех керамических терминов по-русски, так как никогда не изучала это в России. А удачно перевести с английского не всегда удаётся. Ситуация, словом, и смешная, и грустная... Поэтому в статье постараюсь объяснять всё так, как я сама смогла понять это на английском.


Само название «керамика» происходит от греческого слова «keramos», что означает глина гончара или гончарное изделие. На древнем санскрите это означает «обжигать». Один из античных городов на территории современной Турции назывался Керамус. Более простое определение керамики - неорганические и неметаллические материалы. Керамика включает в себя эмаль,  стекло, содержащее керамические кристаллы (крошку) и неорганические материалы цементного типа (цемент, гипс, известь).

С самого первого занятия по «керамике» мы взяли в руки глину! Никакой теории, ни каких конспектов, никакого «сидения» за столами не было. Как говорится: «К делу, господа присяжные заседатели!».
Сначала по программе курса мы учились работать на гончарном круге. Сказать честно, это довольно трудно и не все с этим справлялись. Перед тем, как работать с глиной на "круге", её нужно немного размять руками на столе до определённой пластичности. Затем самое сложное: придерживая крутящийся на «круге» кусок глины, наметить в нём центр и ровно «открыть» его, образовав стенки. Затем эти стенки нужно «поднять» ...
 

 

Одни из моих первых работ, сделанных на «круге» (средняя вазочка украшена приклеенным бисером):


Карандашницы:

7.jpg

8.jpg

9.jpg

Тарелки с элементами украшений:

10.jpg

 Когда тарелочка ещё не затвердела, я загнула её края:

11.jpg

На «круге» я сделала и фруктовую чашу. Сначала она делается совершенно круглой, но когда начинает немного затвердевать, её нужно вытянуть  в форме овала:

12.jpg


Готовая чаша в применении: 
13.jpg

Почти каждый урок у нас начинался с новой темы: мы становились вокруг одного стола, а наша преподаватель Керри демонстрировала новую технику лепки, метод глазуровки и украшения, вид обжига, объясняя, как всё это можно сделать.

Основные этапы работы: после того, как изделие слеплено из глины, оно должно полностью высохнуть. Затем оно обжигается в печи на один раз (biscuit firing - «бисквит»-обжиг). После этого на него наносится глазурь (glaze) желаемого цвета и изделие «идёт» на второй обжиг. Каждый раз, когда наши работы были полностью готовы, мы всей группой вместе с Керри обсуждали их достоинства и недостатки.

Наша преподаватель Керри  - в очках на стуле:

14.jpg

Хочу немного рассказать о нашем классе. Это целый учебный корпус, в котором одна просторная светлая студия и несколько комнат разного предназначения.

Корпус колледжа отделения «Керамика»

15.jpg

 16.jpg

Класс в целом (слева – гончарные «круги»):

Комната для сушки глиняных изделий перед первым обжигом:

18.jpg

Комната с печкой для первичного обжига (по-русски – утильного, по-английски – «биск», можно сказать, «бисквитного»:

19.jpg

Здесь обожжённые керамические изделия «ждут», когда их заберут хозяева:

20.jpg

«Влажное хранилище». Некоторым изделиям после лепки рекомендуется более длительная сушка: можно сушить свою поделку на полках за пластиковой шторой, а можно -  в пенопластовых коробках (справа):  

21.jpg


Комната для хранения глазурей. Здесь же в спец.отсеке можно нанести на своё изделие какой-то дополнительный оттенок путём распыления глазури.

Наношу свой любимый перламутровый оттенок на стаканчик:

22.jpg

Слева - кладовка с инструментами и «приспособлениями»для нанесения декораций, справа – кабинет преподавателя Керри:

23.jpg

Кладовка поближе:
24.jpg

Здесь хранятся все глазури для глиняных изделий высокой температуры обжига:

25.jpg


В бочках глазури таких цветов: чёрный, «красный томатный», «голубой сатиновый», абрикосовый, бесцветный, белый, зелёный, "белый тальк" и оловянный белый. Хорошо, что в классе есть камеры хранения. Мы только приносили свои замочки и оставляли там всё, что было необходимо. Много туда не помещалось, но всё равно камера часто выручала.

26.jpg


Немного про печи. В нашем классе - 2 вида печей: электрическая и газовая. Газовая одна, а вот электрических - пять.
В электрических печах все глиняные изделия проходят первый обжиг («бисквитный») при температуре + 980 С + 1000 С.


Электропечь для первого обжига:

27.jpg


Для второго обжига, после глазурования, изделия помещаются в разные печи в зависимости от типа глины или желания автора. Изделия из глин разряда stoneware («каменная масса») обжигаются в этой печи.

Печь в процессе заполнения:

28.jpg


Обжиг в разгаре:


29.jpg


Самая «нежная» из известных нам на данный момент глин - терракота: второй обжиг терракотовых изделий делают в электрической печи при температуре 1080 c—1100 c, в то время как изделия из других глин – при +1250 С +1300 С.  Хотя Наша Керри даже и первый, «бисквитный» обжиг терракоты делает отдельно от остальных глин, при ещё
меньшей температуре. В сыром виде терракота имеет тёмно-жёлтый цвет, а в обожжёном – красный; практически  это – кирпич. 
Газовая печь в нашем классе предназначена только для второго обжига глазурованных
изделий из глины раку. Но тогда изделия из неё покрываются специальными глазурями. Думаю, что  газовые печи используются где-нибудь и для обжига других глиняных изделий, но мы этого пока не проходили.


Ржавая железная бочка – это и есть газовая печка:

30.jpg


В современном мире существует множество разнообразных печей для обжига керамики. Но самый простой метод – обжиг с помощью дров и костра... Это до сих пор распространено в развивающихся странах. 

31.jpg


К сожалению, первые уроки я не очень много фотографировала, т.е. не знала, можно ли, удобно ли... Позже, увидев, как наши студенты свободно делают в классе снимки, фотоаппарат «защёлкал» и в моих руках. Наш учебный корпус разделён на два больших помещения (я не считаю всех подсобных комнат, о которых уже писала). В соседнем классе с нашим учатся студенты-аборигены. Когда  я спросила у  Керри, почему мы не учимся вместе с ними, она ответила: «Аборигены должны поддерживать свою культуру».
Обычно в том классе учатся студенты, приезжающие в наш город из отдалённых деревень. У них есть преподаватель, который направляет их в работе, корректирует, но в то же время оставляет их в «свободном полёте». Для сравнения: мы придерживаемся определённой гос.программы.

Студентка-аборигенка в соседнем классе:


32.jpg

33.jpg


Спустя некоторое время после того, как мы поработали на гончарном круге, Керри познакомила нас с тем, как делать «hand building» - лепить изделие руками. Нашим первым опытом была лепка с помощью глиняной формы. Это стало одним из моих любимых способов изготовления керамики. Да и не  только моих. Замечу, что немного наших студентов полюбило «гончарный круг»: всё-таки большая часть предпочла лепку руками. 

Сначала мы пользовались формами, которые есть в классе. Затем Керри научила и мы
сами стали делать это дома. Секрет прост: покупается сухой гипс с надписью «Для гончарного производства», соединяется с небольшим количеством воды в какой-то посудине; лучше всего контейнере, в котором продаются йогурты или мороженное (по 0,5 или 1 кг). В смесь, доведённую до консистенции сметаны, наполовину помещается какой-то предмет.
Например, шарик или глубокая тарелка, словом, то, что хочется потом лепить. Смесь с предметом оставляется затвердевать часов на 8. В нашем городе гипс в порошке можно купить в специальном арт-магазине (где продаётся всё для живописи, лепки, рисования). Конечно же, я несколько раз покупала гипс и наделала массу форм.


Вот некоторые из них (этот тролей тоже купила в арт-магазине):

34.jpg


Вот, что я слепила в формах:

Конфетницу и подсвечник (одни из моих первых работ, поэтому... далеки от идеала):

35.jpg


Подсвечники:


36.jpg


Основы для сахарницы и ракушки сделаны в форме. Ракушку я  немного изогнула и прилепила к ней ажурные детали, как и на сахарницу. А лягушку можно, скорее, отнести, к скульптуре:

37.jpg

38.jpg


Другие ранние работы  - молочник (основная часть сделана на «круге»)

39.jpg


 Коробочка-тортик до обжига (украшения на торте сделаны с помощью  насадок для кондитерского шприца):

40.jpg


«Тортик» готов:


41.jpg


Розочки на «торте» должны были быть сиреневыми, но по незнанию я покрасила их...  синей краской. Вернее, в порошке эта краска - красивая сиреневая. Увидев её, я подумала: «То, что надо для крема!», но...  не прочитала на этикетке «синяя»... Вот что значит надо быть внимательной на 120 % , особенно когда имеешь дело с чужим языком...

А подала идею для изготовления «тортика» вот эта керамическая шкатулка, купленная мною в магазине:



Из всех форм, мне больше всего понравилась формочка с половинкой, в которой можно делать шарики.  Я вылепила в ней несколько круглых изделий:

43.jpg


Сушатся:


44.jpg


Причём, сам шарик можно вылепить не только ровным и гладким, но сделать на нём и  различные узорчики в виде мелких шариков, зигзагов и всего, что только придёт в голову:


Готовые шарики:


45.jpg


А этот шарик, побольше,  я «превратила» в кувшин и оклеила настоящими ракушками, собранными на  местном пляже:

46.jpg


Ещё два кувшина из шариков:


47.jpg


Горшочек с каёмочкой:

48.jpg



Сахарница:


49.jpg


Эта карандашница тоже сделана в гипсовой форме-полушар, только потом я немного сжала бока шара:

50.jpg


Некоторые из своих работ я приспособила во дворе для цветов:




Лепка шариков – очень увлекательное дело. И довольно лёгкое.

Например, как сделать такой подсвечник (под названием "Звёздная ночь")?             




53.jpg

54.jpg


А очень просто: сначала один кусочек глины кладётся в гипс-форму, затем постепенно формируется полукруг, после недолгой подсушки он переворачивается и лепится дальше, и так до тех пор, пока в шарик не будет входить только один палец:

Процесс лепки

55.jpg

56.jpg

57.jpg

58.jpg

59.jpg

60.jpg

61.jpg

62.jpg


Перед разрезанием «крышечки» шарик надо аккуратно заровнять влажной губкой


63.jpg


Заравниваем крышечку


65.jpg


64.jpg


Прокалываем звёздочки:


66.jpg


Готово:


67.jpg

 
Подсвечник после первого обжига, покрашенный глазурью

68.jpg


Что входит в понятие глина? Это горные осадочные породы, образующие с водой пластичное тесто, которое при высыхании сохраняет приданную ему форму, а после обжига превращается в водостойкое и прочное каменевидное тело. Не буду слишком много писать об определении и свойствах глины: честно говоря, мы не столь глубоко изучали эту теорию. Практики у нас было гораздо больше. Об этом-то я и продолжу свой рассказ.

Вcю первую четверть (term) первого семестра мы использовали только один тип серо-белой глины – stoneware No.33, который обжигается при высокой температуре и подходит для гончарного круга и ручной лепки. Позже Керри познакомила нас с другими глинами, такими как терракота, раку (белая и коричневая), бумажная, белые глины – stoneware («каменная масса») и fine stoneware («каменная масса высокого качества»). Время от времени мы покупали их и «запускали» в свою работу.
Кроме всех остальных глин, мы познакомились и с «порселейном» (porcelain).
Это жидкая глина, из которой получаются изделия, очень похожие на тонкий фарфор. В англо-русском словаре я нашла такой перевод слова porcelain: фарфоровый; перен. хрупкий; изящный; ~ clay фарфоровая глина, каолин.  


Из порселейна мы отливали такие вот кофейные чашечки
69.jpg


Как получить эффект листика? Приложить настоящий лист на стенку глиняной основы.

Преподаватель Керии в процессе демонстрации


70.jpg

71.jpg


Затем поверх всего ставится пластмассовое, скажем, ведёрко с отверстием сверху. Снизу оно закрепляется глиной, чтобы не протекло и в отверстие заливается жидкий гипс. Когда гипс застывает, ведёрко снимается с гончарного круга, глина из него вынимается и в образовавшуюся форму «чашечки» заливается порселейн. Он сразу же начинает затвердевать по стенкам. Важно не «прозевать» время и успеть  вылить незатвердевший порселейн из формы минут через 10. То, что «пристало» к стенкам, остаётся твердеть дальше.
Через несколько дней чашка затвердевает и готова к обжигу.

Этот процесс лучше виден при изготовлении черепашки: Керри показала нам, как отливать не только посуду, но разные фигуры из порселейна:

Студентка Брайана и Керри:


72.jpg

73.jpg


74.jpg


Черепашки готовы:


75.jpg


Больше всего мы «полюбили» глину - белую раку, в состав которой входит мелкий отборный песок. Он легко ощущается при лепке изделий.


76.jpg


Особенно захватывающим был процесс обжига раки в газовой печи. Не важно, что мы изрядно пропитывались дымом – это  мелочи по сравнению с увлекательным процессом и интересными результатами!
Фотографии о процессе обжига раку в газовой печи сняты в разные дни: Печь готова к загрузке нашей «продукции».

Брайана (слева) и преподаватель Керри:


77.jpg


Заполнение печи:


78.jpg


Брайана, Рей и Андреа:

79.jpg

80.jpg


Вид загруженных изделий сверху до подключения огня:

81.jpg


После загрузки, к печи подносят трубку, по которой идёт газ. При открытии крана, перед трубкой зажигают огонь. При появлении огня трубка подсоединяется к отверстию внизу «бочки».

Во время обжига:


82.jpg


Обжиг закончен и Керри собирается перекрыть газ:

83.jpg


После открытия «бочки», каждый старается быстро захватить щипцами своё изделие и перенести его в яму, куда заранее насыпаются опилки.


84.jpg

85.jpg

86.jpg

87.jpg


Здесь кроется  один «секрет»: если, например, автор поглазуровал своё изделие глазурью под названием «копа» (позже объясню, что это такое) и хочет, чтобы оно получилось  перламутровым, то после помещения изделия в яму, нужно быстро набросать сверху измельчённую бумагу, что вызовет мгновенное пламя:

88.jpg


и закрыть крышку.


89.jpg


«Коптясь» таким образом в дыму, происходит определённая химическая реакция и глазурь «копа» приобретает перламутровый оттенок.   
Через 10 минут крышку ямы можно открыть и достать своё изделие. Конечно, оно ещё горячее, поэтому обычно его охлаждают в воде:


90.jpg


Когда изделие охладилось, его моют в воде и шоркают жёсткой губкой с мылом: так сходит вся гарь и «вырисовывается» настоящий цвет. Глазури, используемые для обжига раку в газовой печи - другие, нежели для обжига в электрической. Лично мне очень понравился перламутровый оттенок, который преподаватель Керри называла «копа». Позже я уточнила, что так называется цвет Copper («медь») и относится он к глазурям Lustre («блестящие»).
Вот какой цвет  у меня получился с этой «копой»: тарелка сделана на «круге», а шарик и кувшинчик – вручную с помощью гипс-формы:




Интересно наблюдать, что в горячем виде изделие – совсем другого цвета:
Моя тарелочка с ракушками на предыдущем и нижнем фото.


92.jpg


После 10-минутного «копчения»:




Ещё один вид обжига раку в газовой печи: обожжённое на один раз раку-изделие смазывается своеобразной оболочкой - жидкой «противостоящей» глиной (slip resistance).

94.jpg

95.jpg


Никакой глазуровкой оно не покрывается, иначе слой глины попросту прилипнет. Затем изделие помещается в газовую печь для второго обжига. После готовности верхний слой жидкой глины легко отшелушивается. Как появился этот ажурный
рисунок на горшочке внизу? А вот как: слой «противостоящей» глины во время обжига потрескался, в трещинки «пробрался» огонь и обжёг то, что смог достать. 
 

 Готовый вазончик (обожжёный на 2 -й раз и очищенный от "противостоящей" глины):

 96.jpg


А такая глазуровка раку-изделий называется кракл – «трещинами» (не моя работа)


97.jpg


В качестве итогового задания за первый семестр Керри дала нам задание изготовить нечто из  двух или трёх «кусков», как это звучит по-английски (two-three pieces). То есть, два-три скреплённых вместе изделия.

Я напрягла свою фантазию и «сотворила» такую композицию

98.jpg

99.jpg


Готовая композиция



Предназначена для крашения: в ванночке – вода для мытья кисточек, в стакане – чистые кисточки, на «волне» - использованные. Завершает композицию - Русалка с ракушкой; она как бы говорит: «Посмотрите какую я вам красивую раковину достала со дна моря – там таких великое множество...»  Зачёт за семестр получила!
Одна из моих любимых тем - техника лепки. Мы просто открыли для себя Другой Мир!!! Сколько интересных «вещиц» можно слепить из этого пластичного  материала под названием глина !!!   

Продолжение в части 2:
http://alartsss.livejournal.com/2975.html
0 посетителей, 3 комментария, 0 ссылок, за 24 часа