Error: Incorrect password!
еще про Вернера... — yudinkostik — Сохраненная запись в кэше | Ljrate.ru
2012/09/02 23:14:32
послушал 6 дисков из собрания кантат с Вернером, поэтому уже напрашиваются некоторые обобщения...
почему он так хорош...

это похоже на то, как Антониони объяснял свою работу с актерами - актер для него лишь часть разносторонней задачи, фильм делается не для актера, а актер играет для фильма, и целиком задача видна только режиссеру...
поэтому иногда даже непрофессиональный актер или просто "середнячок" может оказаться в фильме уместным, а яркий, с замахами на "гениальность" - выпадать из целого...

так и у Вернера - нельзя сказать, что солисты какие-то особо гениальные, нет, они просто хорошие, а некоторые и весьма средние... но ВСЕ умеют петь в ансамбле, и создается впечатление, что со всеми он поработал в плане "не выпячиваться", слушать, что происходит вокруг... при этом сохраняется индивидуальность каждого голоса... и с солирующими инструментами та же ситуация - и скрипка, и гобой, и флейта везде играют очень корректно, но не теряя эмоциональной наполненности, теплоты...

хор поет в том же духе - не передавливает, не тянет на себя одеяло, но достаточно наполненно и широко там, где это нужно...
и никак нельзя сказать, что это какая-то усредненность, наоборот, чуткое взаимодействие всех участников раскрывает потенциал каждого и взаимно усиливает общее впечатление...

в этом отношении очень показательна ария сопрано из 31 кантаты - "Letzte Stunde, brich herein" - ансамбль практически идеальный, это маленький шедевр вернеровской "режиссуры"...
музыка раскрывается как бутон цветка, а в нем - еще бутон, который раскрывается далее, и так до бесконечности... эдакая раздвижная "лестница в небо", в полном соответствии с текстом арии... и когда к гобою и солистке (Agnes Giebel) присоединяются струнные, каждый раз наступает катарсис - человечнейшая интонация струнных сливается с божественным сопрано, парящим в вышине вместе с гобоем...

для сравнения хочу привести ту же арию из сета с Сузуки... она решена совсем иначе, и такой вариант меня не устраивает... даже не разницей в темпе - темп может быть и гораздо подвижнее, чем у Вернера... но, перво-наперво - солистка, на мой вкус, плоха... сам тембр довольно приятный, но только не в верхнем регистре - очевидно, дело даже не в технических проблемах, а в немузыкальности певицы (Monica Frimmer)... как только возникает некоторая вокальная сложность, вместо пения начинается визг... все верхние ноты у нее ужасно жесткие, она их не слышит как музыку - упражнение на писк...

оркестр играет достаточно корректно, но пустовато... совсем не возникает настоящей атмосферы, образности этой музыки... да - легко, приятно, "стильно", но и все... выхолощенно и плоско (в т.ч. по инструментальному балансу)... технически не придерешься - все сделано, но и только... остается ощущение некоторой суетливости - не темповой, а характера движения, потому что нет упругости ритма, музыка катится сама собой, без внутреннего участия музыкантов... зачем вступают струнные в унисон, просто непонятно - ни колористически, ни по экспрессии - их вообще плоховато слышно - так, формальная деталь...

если бы я услышал эту арию в таком исполнении, то, скорее всего, прошел бы мимо, даже не запомнил бы музыку... понятно, что в таком духе можно прогнать хоть сто кантат, не особо заморачиваясь над штамповкой... а у Вернера захватывает с первых звуков, и даже пиццикато в басу сразу вводит в магический ритм неторопливого улетания на Небеса...

вот поэтому я Вернера слушаю и слушаю, а Сузуки, помнится, с трудом один диск одолел, и, как говорится - ни уму, ни сердцу...

вот два варианта арии...
под упр. Вернера:


под упр. Сузуки:
100 посетителей, 30 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа