Error: Incorrect password!
парамысли про Гульда... — yudinkostik — Сохраненная запись в кэше | Ljrate.ru
2012/09/23 04:11:50
почитываю на форумклассике тему о Гульде... но там я совсем не способен высказываться... здесь, у себя, куда уютнее...
а давно была мысля, которая зародилась еще несколько лет назад, после прослушивания вот этой ранней записи "Итальянского концерта" 1948 года:



собственно, что я здесь слышу? (на объективность не претендую) - что это еще не Гульд как таковой...
конечно, надо учитывать, что играет шестнадцатилетний парень, считай, десятиклассник... но все же...

отсутствует комплекс тех параметров, которыми определяется "настоящий" Гульд - в первую очередь, цельная пульсация, темповая устойчивость... временами встречаются легкие педальные "заплывы", немыслимые в дальнейшем... туше и артикуляция почти совсем еще "классические" - легатные... между руками наблюдаются откровенные разброд и шатание, куча "зацепок" и комканий в технически не очень уж сложном тексте Баха... временами кажется, что пальцы прям заплетаются...
по этой записи довольно сложно было бы угадать, что перед нами будущий "гений структуры"...

а моя мысля состоит в том, что изначально (можно так предположить) у Гульда вовсе не было от природы тех качеств, которыми он потом так брал... возможно, что наоборот - был комплекс недостатков... однако, он их, по-видимому, очень хорошо осознавал, и начал буквально в ближайшие годы (после 1948-го) вырабатывать "противоядия"... темпоритм шатается - так мы его обуздаем рационально осмысленной единой пульсацией, экспрессивность нарушает моторику - так мы будем продумывать в деталях без инструмента, возьмем каждую ноту под тотальный контроль... и т.п.
слабый зародыш "борьбы" мне слышится уже и в этой записи "Итальянского концерта"...

думается, что т.н. "пуританство" (жизненное в т.ч.) Гульда берет исток там же - у него просто не было другого пути овладения самим собой... и все внешние житейские предпосылки легли на субъективное самочувствие - он и вправду не эпатировал кого-то поведением или манерой игры, но таков был его метод преодоления самого себя... а преодолевать, очевидно, было что...

и если рассматривать Гульда не как статичную величину, а как процесс :), то в какие-то годы (мне кажется, что в 50-е-60-е) был найден очень хороший баланс между рациональным контролем и эмоциональностью... в дальнейшем рацио все больше преобладало, и появился м.б. уже излишек, баланс нарушился... особено это хорошо слышно по сочинениям, которые Гульд записывал в разные годы на протяжении всей жизни... например, по "Сонате" Берга или "Гольдбергам"...

но как бы не оценивать, эволюция колоссальна - другого пианиста, который бы совершил подобную сознательную работу над собой, назвать не представляется возможным... если судить по документам, то м.б. чем-то похож был Бузони, но для реальных выводов у нас нет достаточного количества его аудиозаписей, а вот записи Гульда - есть...
0 посетителей, 31 комментарий, 0 ссылок, за 24 часа