2015/04/16 11:42:55
У меня нет опыта воспитания детей (пока), у меня даже нет опыта присмотра за маленькими и не очень детьми на протяжении долго времени. Так получилось, что в семье я самая младшая, и вопросы воспитания подрастающего поколения я познавала теоретически из литературы и по наблюдениям. Правда наблюдательность и память у меня очень хорошие, поэтому примечать многие вещи я начала еще с детства. А лет в семь-восемь у меня одной из любимых книг была "Наша Маша" Пантелеева о воспитании дочки писателя с 0-5 лет.

А еще я очень хорошо запоминала, как и что делала моя мама в плане воспитания меня (со старшим братом у нас 15 лет разницы, и когда я родилась, он уже готовился вот-вот вылететь из гнезда). Что мне говорили, что разрешали, что нет, а также что прививали собственным примером. Результат этого воспитания сейчас, как говорится, на лицо. К тридцати годам я могу констатировать, что я была очень воспитанной девочкой, не лишенной некоторой доли авантюрности. В дошкольном возрасте я была полностью на домашнем воспитании, детский сад так и не услышал моего голоса. А лет до 12 я успела и по крышам гаражей поскакать, и по заборам штаны пообдирать, и с коленками вечно побитыми побегать. При этом оставаясь воспитанной и интеллигентной девочкой. Потом началась эпоха пубертата, которая в моем случае совсем не вылилась ни во что экстраординарное типа курения в подъезде или поцелуев с соседским мальчишкой на крыше дома. У меня была художественная школа, верховая езда и пылкое увлечение романами "плаща и шпаги", которые параллельно с родителями воспитывали во мне понятия чести и совести. И понятия эти были, надо сказать, не очень современные эпохе 90х. В общем, я немного выделялась из общей массы сверстников и рассматривалась ими как человек странноватый и не достойный того, чтобы быть приглашенной в тесный кружок с пивными посиделками и первыми любовями.

Так и получалось, что весь мой класс ездил на всякие сборы в летние лагеря, а потом с заговорщическим блеском в глазах переглядывался еще полгода: "а ты помнишь....", "мы с тобой одной крови...", а я в этих поездках не участвовала и была в стороне от "тусовки". Но со мной в основном все были в хороших отношениях, потому что я в свою очередь была в хороших отношениях с учителями, завучем и директором школы, гы. Так получалось автоматически просто потому, что я хорошо училась, была корректной со взрослыми ученицей, которая довольно активно принимала участие в общественной жизни школы (правда без фанатизма).

Короче, к чему я тут с утра вдарилась в воспоминания? Вчера мне удалось понаблюдать на протяжении полутора часов за одной девочкой лет шести с половиной. Она пришла с родителями к нам, не успев разуться, она кинулась бегать по всей квартире. Потом в гостиной увидела большую мягкую игрушку, схватила ее, даже не спросив разрешения, и продолжила носиться по квартире, то и дело подбрасывая игрушку к потолку, роняя ее, выкручивая лапы и отвинчивая голову. Прибежала в детскую и тут же начала рыться в люльке, доставать оттуда приготовленные для малыша вещи и пихать туда игрушку.

Затем выскочила на террасу и ничтоже сумняшеся рванула сразу на соседнюю. Мы стойко молчали и улыбались. Родители делали вялые попытки остановить ребенка, но, видимо, видя наше благодушие, успокоились. Потом мы сидели за столом, как вдруг раздался какой-то непонятный стук, будто кто-то бросил камешек в окно. Оказалось не "будто". Девочка принесла с террасы камешки и решила ими покидаться... в кухне! Общими усилиями ее оттуда выдворили и усадили смотреть мультик. Мультфильм спокойно она просмотрела минут десять. Потом начала кататься по дивану, опять терзая несчастную мягкую игрушку. Тут я уже не выдержала и спросила: "А тебе не жалко мышку? Зачем ты ей лапы и голову выкручиваешь? Ей же больно!"

Не, ну так-то очень милый ребенок, конечно... Вот только я вспоминаю себя в ее возрасте и прихожу к выводу, что я, приходя в гости, никогда бы не позволила себе взять без спросу хоть какую-то вещь, не пошла бы своевольно в другие комнаты, не бегала бы и не бесилась. Я бы тихо и спокойно вела себя и делала только то, что мне разрешили родители. Если бы сказали сесть и посидеть тихо, я бы так и сделала. Если бы включили мультфильм, я бы сидела и смотрела. Если бы дали книжку - листала бы ее. И так далее.

Я так была воспитана. И не чувствовала себя ущемленной в своих детских правах. Оставалась при этом очень коммуникабельной и довольно спокойно и свободно общалась со взрослыми. Я другого поведения и не знала. Получается с современной точки зрения, когда приветствуется свободное выражение желаний и эмоций, я была "забитым" ребенком? Но мне до сих пор почему-то кажется, что к семи годам ребенок уже должен отдавать себе немного отчет в том, что он делает и где? Я могу понять трех-четырехлетнего, который играет и в какой-то момент перестает себя контролировать, пока родители не осадят. Но уже фактически школьного возраста ребенок, громящий чужую квартиру - не перебор ли?

Детей я люблю, к чужим детям отношусь без фанатизма, но с симпатией, умею занять ребенка практически любого возраста чем-то, мне с ними даже интересно. Прекрасно понимаю, что для каждой мамы и каждого папы его ребенок - это самое важное, самое лучшее произведение их жизни. Видимо поэтому я стараюсь никогда не делать чужим детям замечаний. Я, как и в детстве, продолжаю наблюдать и делать выводы. Но внутри где-то глубоко есть ощущение "золотой середины", за пределами которой ребенок уже должен получать от родителей "священный пендель".

А что думаете вы? "Можно все" vs "веди себя прилично" или какой-то третий вариант?

70 посетителей, 28 комментариев, 98 ссылок, за 24 часа