2015/12/22 10:28:47
http://112.ua/interview/ukraine-seychas-eshhe-ne-hvatalo-islamskogo-gosudarstva-i-vtyagivaniya-v-novyy-konflikt-280165.html
Влащенко: События недели мы обсуждаем с народным депутатом нескольких созывов, экс-министром обороны Анатолием Гриценко.

Здравствуйте, Анатолий Степанович. Как вы оцениваете, то, что сделал Яценюк, и его отчет в ВР?

Гриценко: Никакого отчета не было. Арсений Петрович вышел и рассказал очередные сказки, показал, что он очень держится за это кресло. Люди, которые слушали его, даже бы поверили ему, потому что он убедительно говорит, если бы они не жили в этой стране. Но на самом деле для человека, который полтора года работает в должности премьера, и только коррупционные скандалы, и ни одной реформы… Мне кажется, было бы честно уйти. Что касается приезда Байдена, то очень жаль, что мы теряем суверенитет. Мы его теряем буквально после российской агрессии, и мы его теряем опосредованно через полную зависимость от внешней помощи. Это очень печально, когда приходит фактически второй человек в мире после президента США и без всяких дипломатических протоколов и этикетов заявляет: "Такой коррупции, как у вас, нет нигде". Это – приговор, и если после этого остается Яценюк и яценюки на должности, то это очень большая проблема. Саакашвили не назвал коррупционеров в команде Порошенко, потому что он сам в команде Порошенко. Но он назвал коррупционеров в команде Яценюка и привел факты. Если президент сам не коррупционер и не имеет никакого отношения к потокам, то он должен немедленно отстранить от должности Яценюка, дать команду провести расследование, а поскольку факты неоспоримы, то следующий логический шаг – арест Яценюка и всех, кто там упомянут. Поскольку Порошенко этого не сделал, это означает, что они в доле. Я себя ставлю на место президента: если бы я узнал, что премьер занимается мародерством на фоне войны, и измеряется это в 5 млрд долл. Это те средства, которых не хватает ни солдату, ни учителю. После этого выходит Порошенко, проводит собрание с НФ и говорит: "Мы одна команда, у нас взаимная поддержка", а Луценко говорит, что Яценюк останется. Тогда вы одна команда мародеров. Байден это увидел, но американцы работают с теми, кто контролирует территории.

- Почему американцы, видя все это, оставляют этих не очень талантливых, не очень чистых на руку людей на своих постах? Означает ли это, что у нас уже есть внешнее руководство?

- Байден вместо того, чтобы выступать в окружении коррупционеров, сидящих во всех ложах и в партере, мог сделать, как сделал Гор во времена Кучмы. Он составил список из десяти людей в окружении Кучмы, которые подходили под категорию "Международный розыск", и сказал: "Если они не будут отстранены от влияния на государственную политику Украины, то вы не получите помощи". Так вот, пора составлять такой список в окружении Порошенко и Яценюка. А поскольку они все сидят в креслах, то надо американской финансовой разведке, которая контролирует все финансовые потоки, выполнить законодательство по отмыванию грязных денег. И это будет самый положительный сигнал.

- Байден говорил о том, что минские договоренности надо выполнять. Означает ли это, что других форматов уже не будет?

- После Майдана весь мир был с нами. Но когда они увидели, что к власти пришли импотенты, ворье, которое отличается от ворья Януковича только одним фактором – англоязычностью... То были мерзавцы, которые не знали английского языка, а это мерзавцы, которые знают английский язык и рассказывают сказки. Так сказки они слушали месяц за месяцем, устали и уже не верят в способность этого правительства (а в широком плане – всего руководства страны) навести порядок. Поэтому они махнули рукой: "Вы, украинцы, миритесь с коррупцией, ешьте ее, пока не насытитесь. Вы подписали, Петр Алексеевич, минские соглашения, поэтому выполняйте". Но в отличие от Порошенко, Байден говорит прямо: автономия. Порошенко очень не любит слово "особый статус". А оно, кстати, прозвучало в ООН. И там тоже требуют ввести закон об особом статусе. Порошенко любит "особый порядок местного самоуправления". Но хрен редьки не слаще. На самом деле речь идет о создании двух республик, кроме Крыма (который, кстати, не имеет ни одного упоминания в минских соглашениях), и Украина действительно становится федеративным государством. Вот на чем теперь настаивает Байден. Но он настаивает не потому, что он хочет этого, а потому, что Порошенко поставил подпись. И поэтому он требует полного выполнения минских сделок: полного прощения всех, кто убивал, кто пытал, сбивал самолеты и т. п., особого статуса, финансирования – то есть того, что для страны неприемлемо, потому что она исчезнет с карты Европы. Не будет Украины в том смысле, какой она была полтора года назад, если выполнить минские соглашения. Поэтому их надо разорвать, денонсировать, но это должно идти от Порошенко. Но он говорит, что его мирный план работает.

- Что вы скажете о новом Налоговом кодексе и новом бюджете?

- Я категорически против передачи в ручной режим Кабмина или Минфина любых изменений в бюджет. Это то, чего добилось правительство Януковича. Это исключительно полномочия парламента, согласно Конституции. Если взяли курс на то, чтобы ресурс из Киева передать на места, то придерживайтесь этого курса. Сейчас у них не сбивается бюджет, и они решили забрать 25%. Налоговые изменения, предложенные депутатам, – там более 600 страниц. Я уверен, что ни один из депутатов, кроме двух-трех, еще не прочитали их. Поэтому принимать в таком безответственном режиме – это совершенно недопустимо. Это правительство, как и правительство Азарова, в котором работал Порошенко министром экономики, идет по ошибочной тропинке. Они искренне верят, что если поднять налоги, то бюджет увеличится. Но бюджет уменьшится. Банкиры и предприниматели утверждают, что давно уже большинство перешло на наличные. И люди носят чемоданами, минуя бюджет. Налоги надо уменьшить вдвое, и не надо этого бояться. Когда будет выгоднее платить налог вместо взятки, тогда это будет основой борьбы с коррупцией, не будет вывода денег в офшоры, и налоги будут собираться здесь. Тогда поднимется вся экономика, а не несколько человек, которые сидят вокруг президента и премьера. Госпожа Яресько, которая никогда не имела отношения к предпринимательству, потому что она инвестиционный человек, и министр экономики Абромавичус, который тоже не имел никакого отношения к производству, не предложили для Украины налогового кодекса, который поднял бы экономику и создал бы рабочие места. Наша партия, если бы была в парламенте, никогда бы не поддержала этого налогового кодекса, а поскольку на нем еще составлен бюджет, то также не поддержала бы и бюджет. Лучше жить с января, но принять нормальный документ, который все прочитают, который найдет поддержку в целом у бизнес-аудитории.

- В одном пакете с бюджетом и налоговым кодексом идет закон об азартных играх. Что это значит?

- Думаю, что нашлись люди, которые решили сесть на старые-новые схемы. Это говорит о беспомощности. Когда не работает экономика, и не с кого и не с чего собирать деньги, они собирают военный налог, с пенсионеров налог, и теперь решили эти все грязные истории поднять – игорный бизнес. Если это введут, то мы увидим, кто сел координатором от коалиции на этот бизнес.

- Что происходит внутри правоохранительных органов?

- Есть системные вещи, которые за полтора года не были сделаны. Когда произошло избиение с участием "Беркута" у стелы, и дальше "Беркут" использовал силу и оружие, я, будучи депутатом, подал иск, и суд принял положительное решение, что эти все "беркуты" и другие "звери", созданы незаконно, неконституционно, их не имели права из регионов свозить в Киев, и они не имели права применять оружие. Сейчас министры создают свои маленькие армии. Так же, как делал Захарченко, так же делает Аваков и нынешний глава СБУ. Они подписывают приказ и создают спецподразделение. Оно регистрируется в Министерстве юстиции – и все. А по закону структура всех силовых ведомств утверждается парламентом. И условия, и ограничения на использование оружия, на ограничение или нарушение прав людей должны быть определены законом. Этого не сделано. Надо, чтобы новая власть, хотя бы о себе заботясь, и дальше, на будущее, внесла законопроекты, которыми все эти силовые подразделения были бы введены в рамки закона. Это ключевая реформа, а не просто селфи сделать с новой патрульной полицией.

- Что делать с тем, чтоб элементарно заработала правоохранительная система?

- Я вижу не ошибки, а умысел нынешних руководителей, которые дают "папередникам" сбежать или откупиться. Я думаю, через некоторое время Бойко скажет, сколько он заплатил для того, чтобы не сесть за свои вышки, сколько отстегнули олигархи и кому именно – команде Порошенко и Яценюка или им лично. Проблема в том, что все эти антикоррупционные органы создавались полтора года. За это время можно собственность переписать, перепродать, вывезти деньги. Тот, кто хочет, делает быстро. После Майдана прошло уже два года, а государству из тех украденных средств практически не возвращено ничего. Предприятия стаи Януковича продолжают работать, их объекты собственности остались здесь. Я думаю, что ребята договорились, определенную долю они откупили, а какую именно – они позже скажут.

- Вы были в Брюсселе, в Европарламенте. Что вы говорили об Украине, для чего вы туда ездили?

- Когда я выезжаю за границу, я немножко уменьшает градус и резкость оценок, поскольку это общение по нашим проблемам с другими. Но те системные вещи, которые зависят от Европы и от Америки, я о них говорил: "Вы же даете нам помощь. Вы забираете деньги у своих налогоплательщиков. Так вот, хотя бы из своего шкурного политического интереса убедитесь, что каждый доллар или евро дошли до конечной остановки, и чтобы это дало результат. Иначе не только будут сносить украинскую власть, но и у вас зашатаются кресла. Поэтому в нашем общем интересе, чтобы те огромные долги, которые дальше и дальше увеличиваются, давали определенный положительный результат". Также говорили о предательском минском документе. Как в Украине единицы людей, так же и в Европе еще меньше людей прочитали две страницы этого документа. Оценку минскому документу дают в Украине из того, что о нем рассказали Порошенко и Климкин, а там – Меркель и Олланд. Я спрашиваю у голландцев: "Вы согласитесь с тем, что будет полная амнистия для тех, кто сбил самолет, в котором погибло более 200 ваших сограждан?" - "Нет". А в Минске так записано. Вот сейчас полтора миллиона беженцев из Сирии приехали в Европу. А в Украине полтора миллиона беженцев из Донбасса и Крыма потеряли избирательные права, имущественные, живут на какую-то символическую помощь, без работы и жилья. Я говорю им: "Вы чувствуете масштаб проблем с правами людей в Украине, который лег на наше правительство и на все наше общество? И вы говорите, что выборы нужно проводить в присутствии российских войск, российской техники и когда территория под контролем боевиков. Я "Гражданскую позицию" не могу повести на выборы в Донецк и Луганск – нас там просто убьют". Какие права человека? Минский документ как проект не готовился ни в Киеве, ни в Берлине, ни в Париже. Его подготовил Путин. Если бы это было хорошее дело, то Меркель с Олландом и Порошенко счастливыми вышли бы после Минска к прессе. Вышел Путин, как царь, и начал рассказывать все те сказки. Поэтому минские соглашения не будут выполнены, потому что их невозможно выполнить. Страна исчезнет. Их будут затягивать дальше, в конце концов созреют, что ни один пункт не выполнен, и их надо отменять и начинать новые переговоры.

- Порошенко заявил, что Украина готова предоставить помощь коалиции в Сирии. А у нас уже все в порядке? И какую помощь мы можем Сирии предоставить?

- Я не знаю, это президентская импровизация или это продуманно. Я считаю, что страна, которая находится в глубоком экономическом кризисе и фактически в состоянии войны… А наши миротворческие контингенты сейчас обеспечивают мир и спокойствие в мире. Более трех десятков боевых и транспортных вертолетов, которых не хватает для медицинской эвакуации наших солдат, сейчас или в Конго, или в Либерии. Инициатива их отзыва должна исходить от президента, и два министра здесь ключевые – министр обороны и министр иностранных дел. Нет такого желания. Не было у Турчинова, нет и у Порошенко. Нам сейчас еще не хватало "Исламского государства" и втягивания в новый конфликт. Надо поднять уровень жизни так, чтобы люди хотя бы не были в режиме выживания, а потом говорить об увеличении вклада в международные проблемы.

- Порошенко издал указ о создании "Ради національної єдності". Чем она будет заниматься и зачем она нужна?

- Если хочешь заговорить проблему – создай рабочую группу, создай совет. Есть президент, есть правительство, есть парламент. Хватит создавать новые структуры. Если ты хочешь обеспечить единство, то для этого у тебя есть все полномочия. Какие еще советы нужны? Если люди будут чувствовать, что они могут нормально, спокойно вести бизнес и в Закарпатье, и в Мариуполе, что можно защитить свои права без взятки в суде и в Харькове, и в Одессе, то страна будет единой, потому что Украина более 20 лет была примером толерантности. Мы не пошли по пути бывшей Югославии и по пути многих республик бывшего СССР, где произошли межнациональные, межрелигиозные конфликты. Кровь появилась тогда, когда Янукович пошел против Майдана, а так было абсолютно спокойно. Все предыдущие президенты поднимали вопрос об их видении объединения церквей в одну поместную церковь. Это надо делать, но это точно не власти дело своим грязным сапогомм лезть в межконфессиональные отношения. Толку от этого не будет никогда. Пусть люди, которые ищут свою тропинку к Богу, осознают наконец, что надо, чтобы это была украинская церковь.

- Вы в Фейсбуке написали очень резкий пост об офшорном бизнесе президента. Прокомментируйте это.

- Это – проблема морали, или, точнее, нравственности власти. Когда воруют в мирное время – это кража. Когда в военное время – это мародерство. Сейчас у нас нет смертной казни, но некоторые предлагают ее восстановить. Над этим надо думать, но мародеров надо расстреливать перед строем, для того чтобы остановить мародерство во время войны. Я приведу такой пример, который точно не знает большинство зрителей "112-го". 340 млн грн бизнес-компания Порошенко "Богдан-Моторс" взяла кредит в государственном банке "Укрэксимбанк". Государственный банк не имеет собственных денег – это наши с вами деньги. Они использовали этот кредит, а в 2014 г. сказали, что не могут вернуть эти деньги. Банк обращается в суд, и суд заставляет вернуть. Это был июнь прошлого года. И тут – инаугурация Порошенко. И тут – новое решение суда, которое позволяет компании президента не возвращать эти 340 млн, а можно их вернуть через 10 лет, в 2024-м. Покажите мне хоть одного предпринимателя, которому дадут возможность взять 340 млн, когда доллар был в три раза дешевле, и вернуть их через десять лет. В моем понимании это чистая кража. И главное, что этот суд проходил в закрытом режиме. А когда президентский, губернаторский, депутатский бизнес использует офшорные схемы, то это из той же категории – украсть у солдата, врача, пенсионера. Они здесь поднимают налоги, а свой собственный бизнес выводят через Панаму, Доминиканскую и другие республики, где низкие налоги, платят там и фактически разворовывают свою страну, которая в состоянии кризиса. Системная проблема в том, что президентом избрали крупного бизнесмена-олигарха. Я предупреждал об этой проблеме во время президентских выборов. Бизнес во власти – это проблема, а крупный бизнес – суперважная нравственная проблема.

- Будут ли возникать новые партии и будут ли олигархи принимать активное участие в их создании?

- Вопрос ключевой: готовы ли олигархи, крупный бизнес к тому, чтобы были равные для всех правила игры? Еще не готовы. Они хотят остаться монополистами Ахметов – уголь, металлургия, Фирташ – химия, Коломойский – нефть, авиаперевозки. Монопольный доступ, своя фракция, свой премьер, свой прокурор, свой судья – и в таком режиме работать. Это – из прошлого тысячелетия. Когда они будут готовы, тогда они будут поддерживать тех, кто обеспечит планку закона для всех, они будут поддерживать президента, который будет проводить государственную политику для всех, а не для компаний Коломойского или Ахметова. Поэтому я не уверен, что активное участие олигархов сейчас в партийном строительстве будет исходить из общегосударственного интереса. Уверен в обратном: они еще к этому не готовы.

- Есть ли в Украине армия в классическом понимании этого слова?

- Формально есть. Она сейчас укрепляется, но путь еще впереди далекий.

- На сколько баллов вы оцениваете подготовку офицеров сегодня?

- 6-7.

- Считаете ли вы себя религиозным человеком?

- Я – верующий человек.

- Что важнее: судьба государства или судьба человека?

- Человек – это самая большая ценность. Государство – потом.

- Кто из олигархов, с вашей точки зрения, принес больше всего вреда Украине?

- Ахметов.

- Считаете ли вы Петра Порошенко лидером нации?

- Ни при каких условиях.

- Знал ли кто-то из лидеров Революции достоинства, что ночью 18 февраля на Институтской будут стрелять?

- Мне об этом неизвестно. Но то, что будут разгонять студентов 29 ноября, знали.

- Почему уголовные дела по тем, кто участвовал в убийствах людей на Майдане, не доведены до конца?

- Потому что часть тех людей сейчас у власти, и их надо также привлекать к ответственности.

- Фамилии не можете назвать?

- Не хотел бы судиться. Но я думаю, что мы скоро их услышим.

- Правда ли, что Игорь Пушкин был спонсором вашей избирательной кампании в ВР?

- Да, он сам был в списке и финансово помогал.

- Поддерживал ли когда-нибудь Николай Мартыненко финансово центр Разумкова?

- Поддерживал и, насколько мне известно, поддерживает и сейчас. Хотя с 2005 г. я не работаю в центре Разумкова.

- Есть ли будущее у национальных государств в глобальном мировом процессе?

- Некоторое время – да.

- Верите ли вы в эффективность госфинансирования партий?

- Нет.

- Брали ли вы когда-нибудь деньги у олигархов на избирательную кампанию?

- Нет.

- Считаете ли вы на своем месте главу СНБО Турчинова?

- Председатель СНБО – это президент. Турчинов – секретарь. Турчинов должен сидеть на скамье подсудимых, а затем в тюрьме, а не в кресле секретаря СНБО.

- Покинет ли Раду Мартыненко?

- Думаю, да.

- Три шага, которые сегодня нужно сделать президенту или премьеру для того, чтобы остановить кризис?

- Первое: осознать свою ответственность, а для этого посмотреть хотя бы одну видеозапись своего собственного выступления на Майдане. Второе: арестовать 6-7 ключевых лиц, начиная с премьер-министра и тех, кто задействован в миллиардных сделках, включая и из своего собственного лагеря. Третье: в планировании и проведении реформ исходить не из интересов МВФ или государств-спонсоров, а из интересов украинской экономики, украинского производителя и украинских граждан.

- Спасибо большое, Анатолий Степанович.

17 посетителей, 21 комментарий, 17 ссылок, за 24 часа