2015/01/30 18:42:20
http://www.forbes.ru/mneniya-column/makroekonomika/279113-stoilo-li-tsb-snizhat-stavku
Снижение ключевой ставки на 2 п. пункта -  с 17 до 15%/год. с точки зрения текущих показателей выглядит не вполне логично, и большинство аналитиков, насколько мы можем судить, прогнозировали сохранение ставки на текущем уровне. Однако ЦБ посчитал, что предыдущее внеочередное повышение ставки уже выполнило свою функцию, приведя к стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий. Хотя, возможно, регулятору следовало бы подождать более четких сигналов такой стабилизации.

Наблюдающаяся по последними данным Росстата в январе экстремальная инфляция (0.08% в сутки с 1 по 26 января, почти такая же, как в декабре, 0.083% в сутки, что дает в переводе в формат SAAR более 30%/год.), объясняется, по мнению ЦБ, растянутым во времени процессом переноса уже произошедшего скачка обменного курса. Пик отражения этого процесса в показателе годовой инфляции придется на 2-ой квартал. Одновременно инфляция будет сдерживаться снижением деловой активности, которая вернет ее в годовом сопоставлении к уровню 10% в годовом сопоставлении в начале следующего года.

Повышение ставки в декабре имело целью также удержать вкладчика от ухода из банков, после того, как «набег на банки» принял панических характер. Отток денег с розничных депозитов в банках в декабре, 660 млрд. руб. с сезонной поправкой, оказался в 1.5 раза больше предыдущего рекорда, установленного банковской паникой сентября-октября 2008г. (430 млрд. руб. SA), хотя с учетом инфляции – примерно такой же.

Есть предварительные свидетельства, что поведение вкладчика постепенно нормализуется на фоне снижения волатильность валютного курса. В то же время, поток кредитов, похоже застопорился, что усиливает риски спада во внутренне-ориентированном секторе экономике (прежде всего, в розничной торговле). Он и так будет испытывать серьезные проблемы из-за падения импорта (24% в годовом сопоставлении по декабрьским данным) и сжатия реальных доходов населения (7.3% также по данным декабря). В целом ЦБ оценивает спад ВВП в 1-ом полугодии 2015г. в 3.2%.

Очевидно, что снижение ставки преследовало также цель просигналить экономике о персональных изменениях, произошедших с ЦБ со сменой вице-председателя, отвечающего за денежно-кредитную политику. Тем не менее, с точки зрения инфляционного таргетирования более естественно было бы видеть даже ошибку регулятора в сторону осторожности и подождать хотя бы каких-то признаков нормализации инфляции, а не основываться на одном лишь прогнозе. Учитывая, что в феврале годовая инфляция достигнет 15%, получается, что ключевая ставка ex-post реально к следующему решению по ДКП (13 марта) станет ниже нуля, и престанет действовать как фактор, сдерживающий давление на рубль.

Хотя ЦБ, ранее обычно обещавший ужесточение ДКП в случае усиления инфляционных ожиданий, на сей раз не дал никаких условий по будущему решению, в высокой вероятностью ставку придется вернуть к ранее действовавшему уровню, что снизит доверие к регулятору, составляющее необходимое условие эффективности политики таргетирования инфляции. Либо –окончательно отказаться от этой политики, расширяя рационирование кредитов по льготным ставкам.
27 посетителей, 78 комментариев, 42 ссылки, за 24 часа