20 марта, в четверг, в качестве приглашенного гостя побывал на записи передачи "Пусть говорят" с Андреем Малаховым (Первый канал). Тема передачи - трагедия в селе Красный Великан Забайкальского края. Спешу поделить своими впечатлениями.
Почему позвали меня
Причиной моего вызова на запись данной передачи послужили мои две заметки о трагедии в Красном Великане:
- http://zabaikalie-top.livejournal.com/86435.html
- http://zabinok.livejournal.com/610875.html
Почему из всех представителей СМИ и блогеров Забайкалья редакторы Первого канала выбрали именно меня - сказать затрудняюсь. Думаю, что это вопрос вкуса. Кому-то конкретно понравился мой способ подачи материала. Да и блогосфере в Москве уделяется значительно больше внимания, чем в Забайкальском крае. Все-таки на меня подписано более тысячи русскоязычных блогеров по всему миру, в их числе есть и весьма авторитетные товарищи.
Дорога в Москву
В Москве последний раз я был в конце 2011 года. От прочих командировок в столицу успешно отказывался. Сильно на меня давит мегаполис, не мой это город.
Ребята с Первого канала вышли на меня в среду с предложением поучаствовать в качестве эксперта в программе "Пусть говорят". Так как, во-первых, мне интересно было посмотреть, как снимаются популярные ток-шоу изнутри, а во-вторых, у меня накопились определенные мысли по поводу борьбы с алкоголем, накопленных, в том числе и на собственном опыте, я согласился не колеблясь.
Организован мой переезд был профессионально, у меня есть с чем сравнивать по прежнему месту работы, вели буквально каждый мой шаг. Наутро за мной прислали машину (водители менялись всю ночь, меня засыпали смс с номерами автомобилей и телефонами их водителей), и самолет на Москву. Летел Уральскими авиалиниями на А320, так что полет прошел относительно комфортно, было куда вытянуть ноги. В самолете увидел проректора медакадемии и члена ОНФ Говорина, и, практически безошибочно определил, что он тоже летит на передачу, поскольку Николай Васильевич считается в Забайкалье главным борцом против зеленого змия.
В Домодедово меня также встречали, дорога от аэропорта до гостиницы Восход (район м.Владыкино) заняло примерно 2,5 часа. Аэроэкспрессом и метро добрался бы, без сомнения, быстрее. В гостинице идет ремонт, эконом-номер маленький, да ладно, я же не VIP-персона, думаю.
Перед эфиром
Дело в том, что я не смотрю телевидение, вообще, уже примерно два года как. Телевизор у меня дома есть, но он подключен к интернету, и он нужен мне только для просмотра на широком формате фильмов, непосредственно мне интересных. Я даже телевизионный кабель не завел, подключен к телевидению по IP-TV, но не смотрю, наверное, откажусь от IP-TV, смысл платить за услугу, которая мне не нужна.
Первую передачу "Пусть говорят" я посмотрел в гостинице за три часа до эфира, чтобы просто иметь представление, с чем мне придется иметь дело. Увиденное не слишком понравилось, вообще не люблю орущих друг на друга людей.
Телецентр Останкино меня ничем особенным не поразил. Обычное, казалось, бы, офисное здание. Перед эфиром поговорил с редакторами, вкратце высказал свою точку зрения на ситуацию, потом гримерка, и ожидание самого эфира.
На съемки из Забайкалья приехало несколько родственников пострадавших и умерших в Красном Великане + Н.В.Говорин + я.
Экспертами пригласили Михаила Смирнова (главного редактора Алкоголь.Ру, бывшего капитана команды знатоков в "Что?Где?Когда?"), Алексея Панина (известного своими выходками актера-алкоголика), руководитель проекта "Трезвая Россия" Султан Хамзаев, кто-то из ученых-химиков. Остальные эксперты - актеры, депутаты ГосДумы и прочие, к алкоголю либо к борьбе с ним, как мне показалось, особо причастны не были.
Эфир
Эту часть поста пишу специально для тех, кто будет смотреть выпуск передачи. Пока, предварительно, по состоянию на вечер пятницы, выпуск хотели пустить в эфир уже в ближайший понедельник. Подробности я раскрывать не буду,но несколько моментов, настраивающих на правильное восприятие передачи, хотелось бы выделить:
1. Еще до начала ток-шоу редакторы знают, как оно закончится. Никаких импровизаций и неожиданностей не бывает. Ток-шоу идет четко по сценарию, отклоняясь эмоционально незначительно в ту или иную сторону, и под конец придет именно к тем выводам, к каким должно было изначально прийти.
2.Каждому гостю перед тем, как его выпустить, четко проговаривают, тот минимум, который он обязательно должен сказать. В остальном он свободен. Вся суть в том, что больше, чем ты должен сказать, тебе сказать не дадут наводящие вопросы Малахова и вечновсехперебивающиевездесущие эксперты. То есть, опять же, все четко по сценарию.
3. Малахов - не главный на шоу, он всего лишь картинка, ведущий. Главный - тот человек, который говорит в ухо Малахову, что и когда ему нужно сказать. Режиссер-кукловод. А шоумен Малахов отвечает за атмосферу на площадке.
4.Эксперты нужны для того, чтобы громко и постоянно выражать свою точку зрения, не считаясь с мнением других. Можно повторять одно и то же весь выпуск. Мне, при все моем желании, перекричать женщину - воздушную тревогу, не удалось и не хотелось, в общем то.
При записи передачи единой позиции выработано не было, и конструктивных предложений для решений проблемы алкоголизации села выдвинуто не было. За исключением того, что Говорин успел замолвить пять копеек за принудительное лечение и возвращение ЛТП. Хотя именно у Говорина был относительный карт-бланш и он мог бы озвучить гораздо больше, с его знаниями и опытом по данному вопросу. Посмотрим, что получится из передачи после монтажа.
Мои алкогольные тезисы
В общем то, это все было проговорено за пределами эфира, в том числе с редакторами и между участниками, но так как в эфир, я думаю, попадет лишь малая кроха, хочу проговорить, какие меры, как мне кажется, нужно предпринять для решения проблемы алкоголизации населения края, в частности, и РФ в целом.
1. Борьба с оборотом нелегального алкоголя
Несомненно, главная задача, требующая государственного вмешательства - это уничтожение черного рынка алкоголя. Я понимаю, что полностью уничтожить его нельзя, но помешать ему можно.
Что требуется сейчас:
а) заявление Президента РФ о начале компании по борьбе с оборотом нелегального алкоголя в РФ, дающее старт компании;
б) введение статьи в УК, устанавливающей самую серьезную уголовную ответственность за нелегальное производство и оборот этилового спирта и спиртосодержащих жидкостей. Я думаю, до 20 лет лишения свободы;
в) передача Роспотребнадзору всех функций по надзору за оборотом спиртосодержащей продукции, с правом запрета видов продукции, систематически потребляемой населением;
г) запрет продажи спиртосодержащей продукции медицинского, парфюмерного либо хозяйственного назначения в той таре, из которой ее можно пить. Давайте будем выпускать ее например в виде спрея, аэрозоля или диспенсера.
Введение этих законодательных мер и реальная борьба надзорных и правоохранительных органов подорвет черный рынок алкоголя.
2. Меры по ограничению доступности легального алкоголя для населения
Эти меры должны реализовываться непосредственно после начала реализации первого пункта ,но ни в коем случае до. Иначе возможны рецидивы Красных Великанов в масштабах всей страны.
а) ввести запрет на продажу алкогольных напитков, включая слабоалкогольные, в ночное, утреннее время и по выходным и праздничным дням. Тут исходим из питейных обычаев алкозависимых граждан. Обычно такой гражданин идет в магазин за алкоголем сразу после работы. В пятницу он покупает больше обычного, зачастую продолжает в субботу, и останавливается только в воскресенье ближе к вечеру (в понедельник же на работу). Таким образом, нагрузка на организм создается колоссальная. Смертельных случаев алкогольной интоксикации больше именно по выходным. Что нужно сделать: разрешить алкоголь продавать только в рабочее время, например, с 10.00 до 18.00, и в воскресенье, например, с 15.00 до 18.00 (для обычных граждан, кому нужно заранее купить для какого-либо торжества). В праздничные дни продажу алкоголя запретить совсем;
б) сократить число торговых точек, реализующих алкоголь. Достаточно одной точки на 5000 человек;
в) ввести государственную монополию на розничную продажу алкогольных напитков. Я поясню, почему я за. Дело в том, что госмонополия позволяет отказаться от коммерческого интереса в этой сфере. Заниматься бизнесом на продаже яда (коим любой алкоголь, без сомнения, является) - безнравственно и противоречит интересам общества. Давайте передадим эту функцию государству.
Все эти меры позволят ограничить доступ населения к алкоголю.
3. Меры по улучшению социально-экономического положения села
К колхозам-совхозам, о чем ратовал на передаче Султан Хамзаев, мы уже не вернемся. Пора об этом забыть. Основной путь поднять деревню - это развитие малого и среднего бизнеса в сфере сельского хозяйства, животноводства и пищеобработки.
Сейчас население не способно организовать производство ввиду отсутствия начального капитала и опыта в данном вопросе. Не надо закабалять фермером "дешевыми" кредитами. Надо пойти другим путем.
Государство должно взять на себя труд по созданию и первоначальному продвижению бизнесов на селе. И одновременно стать основным покупателем продукции, не через посредников, а напрямую. Пусть руководство края создаст две-три компании, которые будут заниматься данными вопросами. Естественно, сначала должен быть проведен мониторинг, с обоснованием развития определенного бизнеса в определенном месте. Причем все это должно производиться на высокопрофессиональном уровне, самым оптимальным способом.
Когда бизнес, находящийся под контролем государства, начинает приносить устойчивый доход, управление им передается работникам этого бизнеса за разумную цену на основе коллективного договора. Коллектив, получивший опыт работы в бизнесе, уже будет защищен от первоначальных неумелых действий.
Закупочные цены сельхозпродукции государством должны быть установлены, на уровне, как минимум обеспечивающие необходимую рентабельность с учетом развития и модернизации в дальнейшем данных бизнесов.
4. Меры по принудительному лечению алкоголезависимых граждан
Одновременно, подчеркиваю, одновременно с третьим пунктом обеспечить законодательную и материально-техническую базу для принудительного лечения алкоголиков. Такой гражданин, вернувшись после лечения в свое развивающееся село, уже не начнет снова пить через два-три месяца, а втянется в трудовой процесс.
Конечно, все то, что я написал - это фантастично, но это возможно при условии, что государство повернется лицом к селу. Я уверен, что если это все заработает, то многие вернутся из городов обратно в деревню. Моя мечта - это высокотехнологичная малоэтажная Россия.