2013/07/15 14:21:34
Был у меня один страх перед школой...


Клякса!
Та самая, чернильная. которая упала с носа Буратино.
Клякса в каком-то мультике так противно смеялась!
При всей своей внезапности она указывала на взаимосвязь: "клякса=двойка", а двойка=плохо и стыдно. Так нас учили "Весёлые картинки" и вся остальная литература. И живопись.


Чтобы немного успокоить меня перед школой, мама внушала мне, что писать мы первое время будем простыми карандашами.

Не тут-то было!
Белые фаянсовые чернильницы, стоявшие на партах, не оставляли никакой надежды.
Перо со звёздочкой, деревянная красная ручка. Деревянная - чтобы грызть, а грызешь ручку всегда, если очень стараешься запомнить, как пишется буква. А пишется любая буква исключительно с помощью волн и завитушек.
Вот, к примеру, "печатная" П - это просто воротики. "Письменная" П - это две ножки музейного стула, на которые опускается, но никак полностью не опустится горизонтальный вопросительный знак, потерявший где-то в воздухе свою точку.
Если линия идет вниз - делаем нажим, если вверх- не делаем, эта линия называется "волоснАя". Писать - это постоянно повторять про себя: нажим- волосная, нажим - ...

И еще всё время надо обмакивать перо в чернильницу. Если чернил в чернильнице много, нужно смочить только самый клювик пёрышка. Иначе - клякса! А если чернил мало и пёрышко допивает из чернильницы последнее, тюкая клювом в донышко, то перо рано или поздно погнется, и тогда - клякса...
Дежурные протирали чернильницы тряпкой, и часто внутрь попадала ниточка или прочий мусор. Потому обмакивать ручку в чернильницу нужно было внимательно.

Были у меня кляксы,  что скрывать.

Но постепенно мы все привыкли, научились пользоваться и чернильницей, и промокашкой. Приспособились писать даже разбавленными чернилами или густыми "Чернилами для  авторучек", если других не было.
И вот, когда, казалось бы, ничто уже не может напугать - "новая новость": во втором классе начиналось чистописание.
Этот предмет никого ничему не учил. Раз в неделю в классе выдавались особо аккуратные тетради, в которых не должно быть ни единой помарки, исправления, а тем более кляксы. В этой тетради следовало писать не дыша. Их называли "лицо ученика", и очень нужно было постараться придать этому лицу наиболее привлекательное выражение.
Нажим-волосная.

Мы писали слова и отдельные буквы, переписывали октябрятские правила и лозунги.
Домашних заданий по чистописанию не было, и то хорошо!
Сорок пять минут каждую неделю не дыша.
Мы все могли бы стать граверами и выводить серебром на подарочных чашках: нажим-волосная.

В общем-то, нам нравилось красиво писать. Но кому-то этого показалось мало. И однажды нам была устроена проверка. На доске был написан короткий текст Л.Толстого, и его следовало без единой помарки списать в тетрадь. Если получилось - иди домой, урок последний. Если же нет - начинай всё с самого начала. И так - пока не получится совсем без помарок.

Я помню этот текст слово в слово. "Обезьяна несла две полные горсти гороху..." Падает одна горошина, она наклоняется за ней, теряет еще двадцать, пытается их собрать - и рассыпает все...
Пишите, дети, старательно. Не дыша. Рука напряжена.
Вот идет эта лохматая любительница гороха, несет две полные жмени.
Вот роняет одну, за ней другая покатилась - ай! Лишняя палочка...
Опять с самого начала: "Обезьяна несла..." нажим...волосная...
Нет, опять не донесла, балда, в самом конце рассыпала! Могла б и ногами свой горох собрать...

Первая ушла домой прилежная и добросовестная Скубрикова. Она пишет очень аккуратно, с ней дома няня много занимается. Скубрикова протопала мимо меня в больших красных ботинках. Ноги большие, руки большие - в таких только горох носить...
Вот еще троих отпустила учительница. И еще кто-то написал. и подружка моя... А я-то когда же? Ну обезьянка, ну миленькая, донеси, пожалуйста!
Всё, ух!
Но две горошины всё же укатились...
Две горошины-точки.
Вместо "и просыпала все" я написала " и просыпала всё".
Но учительница не заметила.
Или тоже очень хотела домой.
0 посетителей, 7 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа