2013/04/05 15:44:50
Про то, какие курсы будут сдавать студенты нашего бакалавриата, отправленные на семестр в Гарвард и Коламбию, я уже писал. Однако мне в конце марта не удалось побывать в Мэдисоне, штат Висконсин, в котором проводит семестр ещё один наш студент. Там побывал профессор Бремзен - и там тоже всё отлично. Учиться трудно и интересно, как и у нас; перспективы хорошо сдать экзамены выглядят радужными.

Выбор курсов похож, надо сказать, на те, которые четверо наших ребят слушают в Гарварде и Коламбии, но слегка более математизированный. Мы, конечно, проверяли, чтобы это соответствовало и стандартному курсу будущего экономиста (хотя в Америке бакалавриат слабо специализирован, всё же можно это определить), и нашему второму курсу (который сильно отличается от стандартного  - выбор куда меньше, чем в Америке, но куда больше, чем в стандартном бакалавриате по экономике).

Intermediate Macroeconomics Advanced Treatment
An Introduction to Probability and Markov Chain Models
Introduction to Finance
Techniques in Ordinary Differential Equations

Курсы хорошие. Принципиальное отличие оказывается в другом. Этот студент - не москвич и, когда учится в Москве, живёт в общежитии. Во-первых, 3 часа дороги в день - вместо 10 минут в Мэдисоне. То есть, на минуточку, мы пытаемся готовить ребят к конкуренции в глобальном мире - в том числе с теми, у кого в течение четырёх лет в день было на 3 часа больше. (Я уж не говорю про вычеркнутый день в неделю "военной подготовки" - представьте, что наша сборная по какому-то виду спорта играла бы всё время с гирьками по 300-500 грамм на каждой ноге.)

Однако современный университетский кампус - это не просто 5 минут от общежития (в котором, конечно, живут равно и местные, и приезжие) или места проживания (у тех, кто не живёт в общаге, много возможностей нормального съёма неподалеку) и не просто "два человека в комнате". Это просто - идеальное место для жизни и учёбы на несколько лет. На кампусах хороших университетов (в Америке - так бывает что и университетах невысокого научного качества) - всё так организовано и устроено, что студенты могут учиться, ни тратя никаких сил на "быт". В Северо-Западном университете, где я работал несколько лет назад, библиотеки открыты до трёх часов ночи и там кипит жизнь - в заграничных библиотеках есть много разных зон: где-то можно работать в тишине, где-то - за едой, где-то общаться и вместе делать домашние задания... И дело не в конкретной мере (в конце концов можно сделать московские библиотеки круглосуточными), а в том, что всё это - огромная и важная часть учебного процесса.

Да, да я понимаю, что у нас "городской университет" - есть парочка знаменитых вузов у которых нет ярко выраженного "кампуса" (ЛШЭ, Нью-Йоркского университета). Но это исключения, и у большинства университетов, расположенных рядом или на окраинах больших городов есть настоящие кампусы.

Насколько я понимаю, в России есть, как минимум, один вуз с современным кампусом - Дальневосточный университет. Но там, если судить по тем дисциплинам, в которых я разбираюсь, пока кампус без университета. (Создание университета, конечно, гораздо более сложная задача, чем строительство зданий, библиотек и теннисных кортов.) Но вообще эта область, в которой мы остаём не на поколение, а на полвека - сегодняшние архитекторы наших вузов не думают об учебном пространстве вне лекционных залов и семинарских аудиторий. Полвека...

По счастью, современного кампуса нет ни у одного московского вуза - нашего конкурента. "По счастью", конечно, ирония. Будет здорово, если какой-то московский вуз построит кампус, на котором смогут жить все бакалавры - и москвичи, и немосквичи, учиться в пяти минут ходьбы от здания, сидеть в библиотеке по ночам, заниматься спортом не на "уроках физкультуры", а где кому как нравится. Ну то есть у нас будет в Москве полноценный современный университет.
0 посетителей, 27 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа